Как 15-летняя Саида обрела равновесие
Саида Гасанова ходит по канату с девяти лет. Теперь воспитанница детской цирковой школы им. К. А. Курбанова в Дагестанских Огнях регулярно выступает на всевозможных фестивалях по всей республике и за ее пределами. В интервью «Молодежке» юная канатоходка и ее мама Раиля рассказали, как связаны веер и вестибулярный аппарат, к какому трюку Саида пока не готова и как побороть страх высоты.
– Самый сложный трюк, который вам приходилось выполнять на канате?
Саида: «Солнце». Когда завязывают ноги и нужно крутиться вокруг каната. Я готовилась к нему две-три недели. Не всем этот трюк удается, многие боятся упасть.
– А вы почему не боялись?
Саида: Я тоже чуть-чуть боялась, но желание выполнить этот элемент было сильнее.
– А сложность всегда равна зрелищности?
Саида: В основном да. Трюки существуют, чтобы впечатлить зрителя, а не чтобы проверить артиста на прочность. Если не зрелищный, зачем вообще рисковать, трудиться? А «солнце» смотрится особенно эффектно, когда его выполняет девочка.
– Очевидно, вы девушка смелая. А есть трюк, который вы пока не готовы выполнять?
Саида: Прыжки на канате. Но рано или поздно я доберусь и до них. Однажды учитель предложит: «Попробуем?» – и я отвечу: «Да».
– Расскажите, как обычно проходит ваша тренировка.
Саида: Десять-двадцать кругов вокруг арены, потом прокачка мышц: пресс, ноги, руки. А потом уже работаем на канате: отрабатываем шаг, танец и различные трюки.
– Каждый ученик цирковой школы готовит какой-то свой трюк?
Саида: Нет, все работают по одной программе. Исключение было только вот с этим элементом «солнце». Его отрабатывала только я.
– Человек со страхом высоты может стать канатоходцем?
Саида: Только если поборет страх. Если не получится, он и сам на этот канат не полезет ни за какие деньги. Собственно, из-за страха высоты многие, кто сперва хотел попробовать свои силы на канате, и бросают это дело.
– А есть какой-то проверенный способ избавиться от страха высоты?
Саида: Обычная практика. На тебе страховка, ты шагаешь по низко натянутому канату, тебе нечего бояться. Потом высота увеличивается, страховку снимают, но ты уже привык не бояться.
– С какого возраста поздно становиться на канат?
Саида: Лет с семнадцати, думаю. Сложно будет развить гибкость, необходимую для большинства номеров.
– А какую роль играет телосложение?
Саида: Тут важнее гибкость. И сила рук. Нет, к примеру, никаких ограничений в весе.
– То есть какой-нибудь толстячок вполне может стать канатоходцем?
Саида: Если это гибкий и сильный толстячок, то без проблем.
– Предположим, я пришел на занятия, высоты не боюсь, вполне себе гибкий и сильный, но вот беда – вестибулярный аппарат подводит.
Саида: А это не беда. Вначале мы все ходим на низком канате и машем веером, чтобы поймать равновесие. Это помогает. Я довольно быстро научилась.
– Вам доводилось падать во время выступления?
Саида: Был один случай на скользком канате. Меня чуть-чуть подвел партнер. Я должна была перешагнуть через него, а он в этот момент не удержался и полетел вниз с высоты четырех метров. Из-за этого и я потеряла равновесие, но вслед за партнером не отправилась. Я присела на канат и уперлась балансом в землю. Мальчик не пострадал, его подхватил учитель – он всегда бывает внизу и подстраховывает нас.
– А как вы вообще оказались на канате впервые?
Раиля Гасанова: Об этом давайте я расскажу. Когда Саиде было лет девять, я отправила ее на гимнастику в нашу цирковую школу. И как-то раз решила посмотреть на свою девочку. Прихожу, а ее на тренировках нет. Тренер объясняет: «Она только час гимнастикой занимается, потом бежит на первый этаж на канат». Я в шоке: «Какой еще канат?!» Спускаюсь – она спокойненько расхаживает по канату. Я в ужасе. Не позволю, заберу! Упадет, расшибется! Но учитель меня успокоил, стал уговаривать оставить Саиду. Сказал, что и талант есть, и хорошо у нее все получается, а уж чтобы она не расшиблась, он позаботится. Сумел меня убедить, в общем.
– А почему ее вообще потянуло на канат?
Раиля Гасанова: На первом этаже находится арена нашего цирка, ей было интересно посмотреть, что там происходит. Увидела, как по канату ходит другая девочка, помладше нее, и подумала: «Тоже хочу». Я, кстати, тоже пробовала пройти по канату, и у меня получилось с первого раза. Даже учитель оценил и поставил в пример ученикам: «Смотрите, как правильно она ставит ноги».
– Не думаете однажды выступить вместе с дочерью?
Раиля Гасанова: Было бы круто, почему бы и нет.
– Когда видите, как ваша дочь идет по канату без страховки, на высоте четырех метров выполняет трюки, у вас сердце не ёкает?
Раиля Гасанова: Страшно, конечно, и в то же время чувство гордости испытываю за нее. Бабушка все время плачет, когда на выступление ходит. Но ходит ведь поддерживает внучку. Это выбор Саиды, и мы ей не запрещаем заниматься тем, что ей нравится.
– Саида, а как ваши подружки отреагировали, когда узнали, что вы ходите по канату?
Саида: Они были очень удивлены и сами загорелись желанием попробовать. Но они не смогли преодолеть тот самый страх высоты.
– Спортсменок, особенно занимающихся единоборствами, в Дагестане частенько упрекают: «Это чисто мужское занятие». Трюки на канате тоже обычно исполняют мужчины. Вы когда-нибудь слышали претензии: мол, не женское это дело – по канату ходить?
Раиля Гасанова: Упреки чаще слышу я. Мне говорят: «Она ж девочка, зачем ее отпускаешь, а вдруг упадет, а вдруг что сломает, а вдруг инвалидом станет? На канате обычно мужчина», то, сё. Но в их группе сейчас уже четыре девочки. Хождение по канату постепенно становится и женским делом.
– Саида, вы выступаете в разных городах, ездите и за пределы республики. Где самая приветливая публика?
Саида: В родных Дагогнях. Здесь всегда лучше всего поддерживают. И вот недавно в Ставрополе, на фестивале «Кавказские игры» публика была очень заряженная. После выступления подходили, фоткались, спрашивали: «А как ты так можешь?»
Раиля Гасанова: Иногда зрители поощряют Саиду деньгами. Что-то типа чаевых за выступление. Дарят какие-то подарки. Очень часто это делают туристы. Ну это тоже такой плюсик для Саиды. Какой ребенок не любит получать подарки?
– Саида, а под какую музыку больше всего любите выступать?
Саида: Мы всегда выступаем под национальную. И мне это нравится. Особенно когда зурна начинает играть.
– А никогда не хотели предложить учителю: «Давайте попробуем что-нибудь новое»?
Раиля Гасанова: Думаю, Саида была бы не против выступить под корейскую музыку. Ей нравятся корейские группы. Но у нас свои нормы. Хотя Саида выступает еще и под куполом, на трапеции – там музыкальный репертуар поразнообразнее.
– Вам страшно смотреть, как Саида ходит по канату. А когда висит на трапеции?
Раиля Гасанова: Там есть страховка. Хотя когда Саида висит вниз головой, цепляясь за трапецию только носочками, про эту самую страховку забываешь и жутко переживаешь.
Я помню, в детстве к нам с гастролями часто приезжал цирк из какого-нибудь другого города. И было безумно интересно смотреть на выступление акробатов и эквилибристов. А сейчас прихожу на выступление в наш цирк и понимаю: «Мой ребенок все это делает. Удивительно!»
– Саида, что порекомендуете начинающим канатоходцам?
Саида: Главное – не смотрите вниз.
Руслан Бакидов
Читайте также «Лететь вниз головой страшно. Надо приучать себя»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»