Дагестанский канатоходец мечтает покорить Сулакский каньон
На городском пляже Каспийска стайка мальчишек крутится возле каната, натянутого между перилами и беседкой. Эта часть пляжа по традиции отведена спортсменам – неподалеку турники, брусья и другие мальчиковые «железки». Один паренек лет 12 с интересом наблюдает за тем, как канатоходец, или хайлайнер, проверяет крепления троса.
– Он пять тысяч обещал дать тому, кто хотя бы три шага сделает. Хочу попробовать. На что потрачу? Ну-у, мне много чего нужно, – улыбается мальчишка.
Он – это Камиль Мамаев, потомственный канатоходец из села Цовкра. Живет сейчас в Каспийске, тут же и тренируется. В том числе и на пляже.
По стропе на высоте нескольких метров мужчина без страховки идет почти так же уверенно, как по земле. Зрителей становится больше, кто-то достает мобильник.
– Я тоже так умею. Когда сплю, – сообщает своей спутнице мужчина с татуировками на руках и груди. Но, кажется, это не производит на нее такого эффекта, как то, что творится на канате.
Прыжок, разворот – и вот Камиль идет уже в другую сторону под аплодисменты отдыхающих.
Мальчишка с горящими глазами увлеченно наблюдает за каждым шагом Камиля.
– Я могу научить любого ходить по канату за одно занятие, – уверенно говорит хайлайнер.
Рост и вес при этом не имеют значения, отмечает Камиль. Главное – хорошая физическая форма. Ходить можно как в спортивной обуви, так и босиком. Последнее даже предпочтительнее – так лучше чувствуешь стропу.
Ученика долго искать не пришлось – тот самый парнишка по имени Абдуллабек вызвался добровольцем.
Камиль, порывшись в своем безразмерном рюкзаке, выуживает новый трос. Он пошире предыдущего, больше подходит для триклайна или слэклайна – выполнения трюков на канате. Но для начинающих тоже сгодится. Быстрые отточенные движения, щелчок карабина, и канат натянут. Высота минимальная – сантиметров сорок, длина – метров пять-шесть.
***
Сам Камиль впервые встал на стропу еще в детстве. В ауле канатоходцев у него не было шанса не научиться этому искусству. Тем более что в семье Мамаева насчитывается уже четыре поколения хайлайнеров.
– У нас в селе в школе были уроки канатоходства. Как в обычной школе уроки физкультуры, так нас учили ходить по канату. Он в школьном дворе всегда натянут был.
Абдуллабек учится в спортшколе, перешел в седьмой класс.
– Колени чуть согни, расслабься, руки выше подними, смотри вперед и не бойся, – наставляет Камиль своего ученика.
Одной рукой мужчина держит мальчика за руку, и тот ступает на ленту. Первый робкий шаг, второй, и Абдуллабек теряет равновесие.
Парнишка встает на канат еще и еще. Кажется, сдаваться он не намерен.
Самые популярные направления в этой профессии – лонглайн, хайлайн и триклайн. Это хождение по длинной стропе, хождение на высоте и выполнение трюков. Ленты для них отличаются шириной, эластичностью и силой натяжения.
– Я выбираю хайлайн. Для трюков я уже староват, – смеется Камиль. – Мне уже сорок, ну, лет пять еще смогу прыгать, а потом что?
Возле каната вновь собираются любопытные отдыхающие. Несколько мужчин по очереди пытаются сделать хоть несколько шагов. Кто-то теряет равновесие и сразу же сдается, махнув рукой. Другие пробуют еще и еще.
– Трудно это, – говорит один из отдыхающих и удаляется ближе к воде.
– Давай, ты тоже попробуй, – предлагает Камиль мне.
Уговаривать долго меня не нужно. Канат качается подо мной, то ли он трясется, то ли я.
– Сначала надо почувствовать ленту, не спеши. Носочком поймай канат. И переноси нагрузку, вот так, – комментирует Камиль мои действия.
Еще несколько попыток – и у меня получилось сделать три самостоятельных шага. И даже элемент эквилибристики «звездочку». Это когда в попытке удержаться на канате ты раскорячиваешь руки и ногу в разные стороны. Правда, в идеале все это выглядит гораздо более эстетично, чем в моем исполнении. Однако это очень затягивает, хочется еще и еще.
– Я год назад так же, как ты, ходил,– смеется Мамаев.
Верится в это, конечно, с трудом. Сейчас Камиль тренируется по два раза в день, когда найдет время, свободное от основного занятия. Он выполняет ремонтные и отделочные работы. А в выходные выступает по приглашению на разных мероприятиях.
Особое внимание на тренировках Камиль уделяет падению с каната.
– Я постоянно срываюсь, стараюсь каждую тренировку хотя бы раз десять сорваться. Чтобы привыкнуть, чтобы не бояться. Это психологическая подготовка. Лететь вниз головой страшно. Надо приучать себя, – говорит он.
***
В планах – пройти между небоскребами «Грозный-Сити» в Чечне. На такой высоте уже, конечно, со страховкой.Организация каждого такого выступления – сложный и долгий процесс. Необходимо получить кучу разрешений.
– Чтобы пройти между двумя домами, мне надо найти застройщиков, с ними согласовать, потом – с участковым, администрацией. МЧС и полиция должны оцепление выставить. Это месяцами надо бегать, – перечисляет Камиль.
Иногда по приглашению турфирм канатоходец выступает над Цолотлинским каньоном в Хунзахе. В ближайшее время планирует проехать на велосипеде по зиплайн-канату в Дубках. Высота там около сорока метров, длина троса – 600.
– Вчера был там, смотрел, что как. Думаю, смогу проехать, сильно разгоняться не буду, – рассказывает Камиль.
Еще одна мечта – пройти по канату над Сулакским каньоном. Но это очень затратная затея.
– Длина – тысяча метров, плюс страховочный трос. Натянуть там стропу – миллион рублей на оборудование надо, – подсчитывает Мамаев.
В Каспийске помимо пляжа он проводит тренировки на территории одного из ресторанов – там можно натянуть канат между двумя башнями. Высота от 15 до 20 метров. Других мест для тренировки в городе нет.
Камиль хотел бы открыть школу канатоходцев в Каспийске.
– Это направление надо популяризировать у нас, это наша традиция все-таки.
Желающих много, говорит он. Но на это нужны большие деньги. Помещение, оборудование – все это стоит немало.
***
Абдуллабек после десятков попыток покорить канат все же проходит его почти до середины. Но порывы ветра мешают дойти до конечной точки.
Когда канатоходец начинает собирать трос, парнишка с грустью спрашивает, придет ли Камиль еще на пляж. И тот обещает вернуться.
Анастасия Расулова
Читайте также «У меня важный бой намечается, посоветуй книгу»