Автостоперы Вика и Влад Малышевы из Костромы – колоритная пара. Высокий светловолосый мужчина и миниатюрная девушка с рыжими дредами три года назад приехали в Дагестан и остались тут жить. «Маршрутку до дома поймать не могут?» — шутят некоторые местные. А им нравится, и ничего менять путешественники пока не собираются.
Путешествия автостопом затянули ребят после свадьбы. Познакомились будущие супруги на концерте в Костроме, где Влад играл хардкор.
— Потом я уехала на год в Питер, где тогда жила. А через год Влад приехал с предложением руки, и я вернулась домой в Кострому, — вспоминает Вика.
Ребята подали заявление в ЗАГС и очень скоро отпраздновали свадьбу – в клеверном поле.
— Вся наша свадьба стоила 15 тысяч рублей. Когда я тут рассказываю это – все удивляются. Поставили столы прямо в поле. Алкоголя не было. Зато была куча гостей: наши друзья, родственники. Моя мама была только за такую свадьбу: нафиг все эти рестораны, лучше путешествуйте, — говорит Вика.
Получив шенгенские визы, молодожены собрали рюкзаки, спальники, палатку и тронулись в путь.
— Вышли из Костромы, подняли вот так руку — и началось наше путешествие в Европу. Доехали до границы с Латвией. И там понеслось. Куча людей, новые знакомства, мы ночевали в палатке, в машинах. Три недели колесили по Европе, объехали десять стран, — увлеченно и эмоционально рассказывает девушка.
Влад на фоне супруги кажется более сдержанным, но тоже вставляет в разговор свои три копейки. Точнее – 18 тысяч рублей.
— У нас было 18 тысяч рублей. Но на восемь мы решили сделать себе свадебный подарок – купили две пары ботинок Dr Martins. На десять тысяч рублей жили три недели. Всего три раза сняли гостиницу. Остальное время либо у кого-то каучсерфили, либо в палатке. В Европе на любой зеленой зоне можно поставить палатку. Полицейские могут подойти и спросить, все ли хорошо, нужна ли помощь, — говорит он.
***
Дагестан в качестве временной пристани Малышевы выбрали неслучайно. На Кавказе ребята уже бывали.
— Приехали, столкнулись с местным гостеприимством, побывали в разных селах. Поели местной еды. Хинкал, ботищал. После ботищал было трудно уже уехать, — шутит Влад.
К тому же республика имеет выгодное расположение с точки зрения туризма. До соседних регионов рукой подать, да и Азербайджан с Грузией недалеко. А еще Дагестан приглянулся Вике и Владу как очень богатое в плане событий место.
— Мне кажется, какое-то такое живое место, здесь такая движуха. В Дагестане «Инстаграм» развит. У нас, например, в Костроме есть такие «Инстаграмы», топорные просто! Здесь люди – визуалы, любят красивую картинку, они пресыщены красотой. У меня тут, у местных подруг, у каждой свой бизнес, кто-то чем-то занимается: дизайнеры, кондитеры, флористы, одежду шьют. Им по 20 лет, и каждая что-то делает, при этом умудряется что-то отшивать, сама заказывать, продавать. И «Инстаграм» ведет, и фотографирует, и тексты пишет. Мы показываем нашим ребятам в Костроме, они просто в шоке: «Да ладно, это в Дагестане?» — говорит Вика.
— Сюда приезжают классные ребята, проводят кучи тренингов. Был показательный пример – бесплатная лекция по психологии в библиотеке. Думаем: ну кто туда пойдет? Приходим – стульев не хватает. Начинаем стулья таскать, в итоге весь коридор по периметру — все стоя слушали и в коридоре между столами стулья ставят, чтобы сесть, — дополняет Влад.
Родные и близкие не были в восторге, когда узнали, куда Малышевы собрались переехать. Но отговаривать не стали. Сами ребята говорят, что схожие стереотипы есть везде.
— Когда мы только собирались в Европу, нам все говорили: «Латыши ненавидят русских! Поляки ненавидят русских, немцы…» На самом деле, куда бы мы ни поехали, везде одинаковые предубеждения. В Костроме нам говорили, что мы психи, раз едем в Дагестан. В Дагестане нам говорят — вы психи, раз в Иран поехали. В Иране мы спросили, куда нам надо поехать, чтобы иранцы нас посчитали психами. «Афганистан». Я такая: ну все, отлично, едем в Афганистан в следующий раз, — рассказывает Вика.
***
На вопрос, что больше всего смутило или удивило в республике, ребята пожимают плечами и ненадолго задумываются. А потом каждый рассказывает свою историю.
— Когда только приехали сюда, я пошел в супермаркет, — говорит Влад. — На кассе попросили два рубля. Я достал копейки. Кассир: «Это что вообще?» Я спросил, что случилось. «У нас такого нет». Сдачу мне она кинула сверху в руку. Я в шоке. У нас с рук на руки передают сдачу, а не бросают. Думаю, че случилось? Иду домой, анализирую. Грустно стало. У лифта стоит закрытая девушка. Она меня пропускает вперед со словами: «Поезжайте». В смысле? Я че, такой страшный, что она со мной поехать не может? В расстроенных чувствах вернулся домой.
Но вскоре ребята поняли, что это – особенности менталитета, а не желание обидеть приезжих.
— Мы до Дагестана каждый год ездили в Киргизию, жили в селе. Знакомая попросила помочь ей преподавать русский язык там. Жили два месяца в горах зимой в глиняном доме. В мусульманской семье. Для меня было приключением: пить вечером чай или не пить. Все их туалеты — они о-о-о-очень-очень далеко. И ты бежишь в сугробах по пояс. Двери нет, какая-то тряпочка болтается. Ты ее придерживаешь ногой, снег задувает. Каждый раз думаешь потом, попить водички или не попить. Так что после Киргизии мне тут вообще все норм, — улыбается девушка.
Но культурный шок у наших гостей все же случился. Когда они поехали навестить родителей и друзей в родном городе.
— Сели в маршрутку. Водитель, отдавая мне сдачу, стал жамкать мою руку, — возмущенно рассказывает Вика. — Или когда подростки на каждом углу зажимаются, курят, бухают. Мы вот так ходили везде с Владом: «Что это?» Кажется, как будто все спиваются. Женщины, подростки, все пьют. Все мамочки с колясками курят. У нас был шок. Когда к нам сюда в Дагестан приезжали наши друзья, парни отмечали, что здесь они отдыхают. Потому что в Центральной России ты идешь и не знаешь, куда деть взгляд. Везде эти голые телеса на тебя выпадают. А тут не надо запариваться, что на тебя вдруг вывалится чья-то грудь или еще что.
— А еще погода, — добавляет Влад. — Мы приехали домой в июле. 14 градусов. Такой дубак. Но все ходят в шортах, мини. А мы в куртках.
Со временем Малышевы стали замечать все больше различий между жизнью на Кавказе и в Центральной России.
— Придешь в гости, можешь сидеть пару часов, болтать. Потом просишь водички. «А, ну иди в кухню, возьми». Help yourself, че вы? – рассказывает Влад.
— А тут каждый «поляну» стремится накрыть, — поддерживает Вика.
***
Но, конечно, в Дагестане хватает и минусов. Вика вспоминает недавнюю нашумевшую историю со спектаклем, который борцам за моральные устои показался слишком откровенным и вообще «не нашим обычаем».
— Все хабибщики стали выкладывать у себя на страницах эпизод с девушкой в белье. Я бы, наверное, и не узнала про этот спектакль, если бы вся моя лента не пестрила этими женскими трусами. Выходит, и меня типа развратили. Ты приезжаешь и видишь вроде бы какую-то идиллию, все такие правильные, на улице никто не пьет, не курит, все такие семейные, все детей рожают, в 18 лет замуж выходят, все идеально. А потом живешь и видишь, какие-то вот эти внутренние проблемы, когда человек хочет все вокруг себя сделать идеальным, при этом внутри себя, за своей душой как-то вообще не следит. Пока жила в Костроме, в Питере, я ни разу не видела никаких извращенцев. Впервые увидела мужиков в кустах в Махачкале. Причем, когда стала рассказывать вот с такими глазами об этом своим девочкам, местным подругам, большинство сказали: «Да ладно, я за свою школьную жизнь постоянно в парке, вот там, на Ленина или еще где-то, раз семь такое видела».
– Мне здесь попались наркоманы в подъезде, прямо со шприцами. Это было стремно, конечно. Не этот театр развращает, люди уже давно развращены, потому что как только пытаешься загнать человека в рамки, он пытается найти какие-то обходные пути. И если в остальной России не будут ухищряться, как-то что-то скрывать, как-то что-то делать такое грязное, чтобы никто не видел, то здесь просто спецы по этому.
Еще один момент — маленький, но неприятный – коррупция.
– Для меня дико, когда девочки рассказывают: «Ну, норм, я везде взятки давала: в школе за ЕГЭ, за экзамены». В моем окружении никто взятки не дает, не знаю таких людей. Я все время смотрю, для меня это очень дико – взять и «купить» что-то, — удивляется Вика.
– Помню, как-то подвернула лодыжку после похода в горы, и мы пришли в травмпункт. На меня издалека вот так посмотрели: «Ну, ходить можешь – иди», – и я иду, просто ногу волочу за собой, для меня это был шок. Если вдруг что-то случится, то куда мне ехать? Где рожать? Понаслушаешься историй каких-то про образование, медицину… Понимаю, что у нас в Костроме не намного лучше, но хотя бы я могу это все бесплатно получить.
Отсутствие такта удивляло и продолжает удивлять Малышевых. «А сколько вы зарабатываете?», «А давно женаты? Детей до сих пор нет – значит проблемы». Иногда любопытство касается и вопросов религии.
— Такие разговоры бывают, но все кончается быстро, потому что он мне начинает рассказывать про религию, а потом я узнаю, что он за коммуналку не платит. Да, вот эти всякие несоответствия — для нас они очень прямо такие острые, — подытожил Влад.
Но уезжать из Дагестана в ближайшие несколько лет Малышевы не намерены. Несмотря на минусы, жизнь здесь им очень нравится, и она меняет их самих. В лучшую сторону, считают ребята.
— Я была жутко нетолерантной: «Россия — для русских, Москва — для москвичей». Когда мы приехали сюда, познакомились с разными ребятами, поняла, что это вообще другие люди. Я три года здесь живу, никто не попытался со мной познакомиться, никто мне ничего не сказал про дреды или еще про что-то. Бывает, иду, вижу ребят, и они опускают глаза при виде меня. И это очень круто. Я чувствую, что меня уважают. У нас могут тебя прям при муже «склеить».
— Наверное, насколько ты открыт к людям, настолько потом и они к тебе открыты, — замечает Влад.
Анастасия Расулова
Читайте также:
Как путешествовать, не тратя ни копейки. Опыт реального хичхакера
Записки путешественницы. Правила и советы для тех, кто собирается в путь
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»:https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta