– Раздевайтесь, – скомандовал маршал (так в автоспорте называют инструктора). – И серьги тоже снимайте, – глянул он на Патю. – Куртки — вон там. Застегивайтесь, рукава закатывайте.
Настя, опыт вождения – год
Если бы нас не предупредили, что мы в картинг-клубе «Гараж», можно было подумать, что нас поместили в холодильник и мы не гонщики, а мясо. Отбивное. Здесь же смело разгуливает кошка с многозначительной кличкой Шаурма со своими шаурмятами: «Всегда норовит под колеса залезть». И карты. Карты, скорость, два инструктора.
На барной стойке в кафе картинг-клуба нас уже ждут два подшлемника – такие черные штучки, в которых грабят банки. Мечты о селфи с развевающимися из-под шлема волосами разбиты. После того как мы с Патей перестаем, наконец, смеяться и изображать для «Инстаграма» то водолазов, то бандитов, нас облачают в шлемы, они очень тяжелые, кстати. И теперь из грабителей мы превращаемся в космонавтов. Но и это еще не все. На шеи надевают конструкции, похожие на ошейники, – для безопасности. Видеть, слышать и шевелиться становится сложнее. Но все еще полные решимости мы выходим к треку.
«Эти машины выдерживают даже лобовое столкновение с бетонной стеной. Одна девушка так въехала, но ничего, даже встала сама и пошла кофе пить. Потом синяк, правда, был большой», – напутствуют нас ребята. Спасибо.
Карты 108 и 109 уже ждут своих шумахерок. На сиденье подушка. В Патиной машинке такой нет. Убираю свою.
– Это чтобы вы хорошо ногами до педалей доставали, – объясняет маршал, не глядя мне в глаза, и заботливо подкладывает подушку под мою спину. И вот тут обидно стало.
– Педали газа и тормоза одновременно не нажимать, руль начинать крутить заранее до поворота. И ни при каких обстоятельствах на трассе не выходить из машины. Вон те три шины справа видите? Там внутри бетон, постарайтесь не врезаться.
Пробую проехать вперед. Карт движется на удивление быстро. «А точно ли мне это надо? Все-таки двое детей дома ждут», – мелькают мысли. Решаю проехать один круг, а там видно будет.
Впереди проносится Патя и на ближайшем повороте влетает в шинное ограждение, к ней сразу направляется маршал. А мне начинает нравиться процесс. Но про столбик с бетонной начинкой все время помню. Руль крутится туго, но через пару кругов я приноровилась. Патя еще несколько раз въезжает в шины, мне кажется, она просто издевается над инструктором.
В один момент наши карты оказываются слишком близко друг к другу, на повороте Патя снова таранит шины, я еле успеваю затормозить в десяти сантиметрах от ее машины. Чувствую запах резины. Маршал растаскивает машинки, и мы едем дальше. Патя впереди, обгонять ее я не рискую – трек узковат.
Десять минут пролетают очень быстро, время вышло, паркуемся. Встаю с карта, бедром ощущаю жар, идущий от глушителя, – как печка. Кружится голова, но мне понравилось, обязательно повторю. В кафе, оно же и офис, нам показывают лучшее время. Трек протяженностью 270 метров со всеми поворотами я проехала за 31 секунду. Патя – за 38.
– Обычно мужчины, которые первый раз приходят, проезжают за 25-27 секунд. Но бывали случаи, когда и за две минуты, – на этих словах мы приободряемся. Не все еще потеряно.
Позже смотрим видео, снятые маршалом. Как медленно мы ползем, особенно на поворотах! А казалось, бешеная скорость и вообще — как бы не разбиться.
Патя. Опыт вождения – 0,0
Если учесть, что картинг придумали военные летчики в США после Второй мировой войны, устраивая гонки по летному полю на тележках для подвоза авиабомб, можно подумать, что мы с Настей те самые бомбы. Рискующие взорвать на трассе всех вокруг своей превосходной ездой. Но на деле лично я, выехав на трассу, забываю о педали тормоза.
Мой тормоз – это шлем. В нем понимаю, что никакой я не драйвер, а самый настоящий дайвер: не чувствую под собой земли, буквально плыву. Причем до, во время и после езды.
Больше всего страшно обжечься. Распространенная травма здесь, по наблюдениям Исы, хотя травмы, в принципе, случаются редко, – ожог от глушителя. И получают ее в основном мужчины. Подводит привычка рулить одной рукой и откидывать другую в сторону. А там – горячий глушитель, у картов он справа на боку. Инструкторы нас успокаивают: «Ничего не бойтесь. Травмпункт же рядом».
Но я не преследую цели ездить аккуратно (Настя и так умеет), соблюдая все правила дорожного движения. Мое основное правило – нарушить правило. Есть огромное желание врезаться во что-то. Я серьезно – иначе никакого же драйва, полета мыслей и шанса получить «всего лишь синяк на все лицо». Где еще, если не здесь?!
Сев за руль и еще не вытянув ноги, я понимаю, что ничего не чувствую, чтобы адекватно воспринимать происходящее, кроме холода и страха, и ничего не вижу, кроме педали газа и тормоза. Инструкторы нас основательно подготавливают, предупредив о самых страшных последствиях.
Перед выездом маршал повторяет: «Аккуратно, очень медленно нажимай на газ. Так же плавно его отпускай, нажимая на тормоз. Тебе достаточно и такой езды, повторяй это движение снова и снова, пока не выработаешь навык. Первые десять кругов езжай в медленном темпе. Ты же хочешь целой выйти?» И в этот момент зуд в ногах подталкивает меня полностью нажать на газ и вылететь из этого гаража… да хоть в ад, и проехать там все девять кругов.
«Она на меня так смотрела недовольно, как будто я придираюсь. Я сказал, что надо отрабатывать несколько раз, чтобы потом запомнить механизм. Медленно, не спеша», – жалуется Насте Иса после моей позорной езды.
Нам показывают трассу, по которой мы будем кружиться. Страшно запутаться и свернуть не туда – столько крутых поворотов. Инструктор мне: «Ты поймешь». И я поняла: первое шинное ограждение – мое.
Нажимаю на газ и резко его отпускаю – думаю, что так притормаживаю перед каждым поворотом. А потом вспоминаю про тормоз, и это мне помогает сократить количество неудач. Где-то в параллельной реальности по той же трассе едет Настя, ни разу не врезавшись даже в нелепую меня. Она лишь провожает меня взглядом матери, которая волнуется за свое чадо.
Инструктор подбегает при каждом столкновении. А я, как беспомощная маленькая девочка, просто жду, пока он придет и спасет меня. От меня самой. Потому что нет возможности ездить задним ходом. Инструктор толкает машину и объясняет: «Сначала крутите руль, а только потом нажимайте на газ, чтобы успеть повернуть».
Картинг мне напоминает романтические отношения. И в этих отношениях я — лишняя.
На «конюшне»
– Клуб существует не так давно, но мы уже успели открыть школу для детей, — рассказывает Иса, управляющий картинг-клубом «Гараж». — В этом году наши ученики — сейчас команда состоит из шести подростков 12-15 лет — уже принимают участие во всероссийских соревнованиях. В ближайшие дни как раз поедут на гонки в Грозный. Есть у нас в школе и совсем еще юные ученики — от 6 лет.
Всего в клубе десять машин. Есть двойной карт с двумя рулями — на нем взрослые катают своих детей. Два детских карта – для детей 6-7 лет. Пять прокатных картов мощностью по 6,5 лошадей и еще два — в девять лошадей, для более опытных водителей. Мощные карты на трассе клуба могут разогнаться до 30 километров в час, те, что послабее, – до 22. Но выйти на максимум могут только очень опытные ребята. Проще тем, у кого есть опыт вождения. Но приходят и клиенты, которые не садились за руль никогда. Для новичков, конечно, проводим подробный инструктаж, как правильно управлять картом.
Самому молодому гонщику у нас – 4,5 года. Однажды он катался около часа без остановки. Есть и взрослые клиенты. Самому старшему – 60. Девушки тоже приходят. В выходные дни тут иногда устраивают корпоративные соревнования по картингу.
Картинг-клуб расположен в крытом помещении, поэтому можно кататься круглый год. Любой желающий может прийти и почувствовать себя профессиональным гонщиком. Но на трек не попадете, пока не ознакомитесь с правилами безопасности. Весь персонал клуба прошел медподготовку и может оказать первую помощь, есть аптечка.
Удовольствие не самое дешевое: десятиминутный заезд — 300-400 рублей. В основном к нам приходят те, для кого картинг — это досуг. Но есть и те, кто стремится получить знания, например, освоить прохождение поворотов, научившись выбирать правильную траекторию. Мы им в этом с радостью помогаем.
В Дагестане не особо популярен картинг. И автоспорт у нас не развит: нет федерации автоспорта, нет никаких соревнований. Несколько лет мы пытаемся что-то сделать, но пока безуспешно. Не все здесь понимают, что это не только один из видов развлечений, но и спорт.
Картинг, что ты такое?
Картинг — вид спорта и развлечения, гонки, рассказывает Википедия. Карты — простейшие гоночные автомобили без кузова. Скорость самых быстрых видов картов может достигать 260 км/ч.
Считается, что картинг придумали военные летчики в США после Второй мировой войны. Они устраивали гонки по летному полю на тележках для подвоза авиабомб. Но это хобби было распространено лишь в узких кругах, пока за дело не взялся Арт Инглс, бывший пилот, механик отделения фирмы «Кертис крафт компани» в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили. Он в августе 1956 года на автогонках в Помоне представил публике несложный карт. Машину назвали тележкой (англ. cart).
В 1957-м Билл Роулс, Даффи Ливингстон и Рой Десброу создали компанию Go-KartCompany, производящую карты. Дела компании шли настолько успешно, что удалось купить участок в пять гектаров, на котором был построен первый картодром.
В мае 1960 года Международная федерация автоспорта официально признала картинг. В 1964-м в Риме проводился первый чемпионат мира по картингу среди картов с двигателями объемом 100 «кубов». Таким образом, картинг стал вторым видом автоспорта, по которому проводится чемпионат мира, после знаменитой «Формулы-1».
Картинг – это совершенная площадка для обучения своему делу будущих звезд «Формулы-1». Один из самых успешных пилотов, начинавших свою карьеру за рулем карта, трехкратный чемпион мира в «Формуле-1» бразилец Айртон Сенна описывал картинг как «чистейший опыт вождения».
Патимат Амирбекова, Анастасия Расулова
Читайте также:
Будущий олимпийский вид спорта. Какой толк в компьютерных играх
Шкурный интерес. Корреспондент «Молодежки» взглянула на мир глазами коровы
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta