Как связаны компьютерные игры и насилие? В кого превратит видеоигра: в ботана или успешного человека? Что делать родителям, заметившим, что их ребенок все глубже погружается в виртуальную реальность, теряя контакт с окружающим миром? На эти вопросы «Молодежки» ответил заместитель руководителя Федерации компьютерного спорта в Дагестане Нурадин Инжиев.
— Может ли быть какой-то толк от компьютерных игр?
— Есть мнение, что от видеоигр ничего хорошего ждать не стоит. Но в Британии не поленились и провели большое исследование. И выяснили, что компьютерные игры развивают стратегическое мышление, внимательность, логику.
Конечно, найдутся люди, которые возразят: а как же дети, которые залипают в играх и постепенно рвут связь с действительностью? Пора понять: игры тут ни при чем. Это результат неправильного воспитания.
Родители, чтобы их чадо не мешало им заниматься своими делами, дают им возможность играть неограниченное количество времени. И ребенок постепенно привыкает, что родителям он не особенно нужен. Так нельзя. Надо ставить рамки, какие-то ограничения. Надо помнить, что ребенок не в состоянии сам определить, что для него полезно, а что нет: это задача родителей — помочь ему разобраться в этих вопросах.
Если уж родили – уделяйте ему внимание. Поиграл ребенок два часа – пусть идет делать уроки. Или помоет посуду. Или сделает уборку. Это его дисциплинирует. Важно соблюдать меру. Любое лекарство, если превысить дозу, превращается в яд. Кстати, помимо стратегического мышления, логики и внимания, игры помогают реализовать творческий потенциал.
— Это как?
— Активных игроков уже сложно упрекнуть в том, что они отщепенцы, которые сидят дома и не общаются с внешним миром. Компьютерные игры втягивают людей в творческий процесс, подталкивают к креативу – они пишут книги и фанфики на основе игр, создают какие-то сообщества по интересам, переодеваются в любимых героев и разыгрывают целые сценки, принимают участие в тематических форумах. Ну и добавьте ко всему вышеперечисленному то, что компьютерные игры заставляют задуматься над моральными, этическими вопросами.
— Игрок успевает задуматься над моралью и этикой, пока пускает своих компьютерных врагов на кебаб?
— В том-то и дело, что во многих играх перед игроком стоит выбор: убивать или нет? К чему может привести насилие? Это раньше суть видеоигры сводилась к тому, чтобы куда-то пойти, что-то принести, что-то унести, а по дороге дать кому-нибудь по башке или пристрелить из ружья. Теперь это целая история, наблюдать за которой интереснее, чем смотреть фильмы. Есть, к примеру, серия игр «Метро», события которых развиваются в постапокалиптическом мире. Во всех частях от твоих действий зависит концовка. Если ты постоянно убивал персонажей, попадавшихся тебе на пути, то получаешь отрицательную концовку, твой герой умирает. Если, где это было возможно, проявлял милосердие, кого-то просто обходил, с кем-то договаривался, — получаешь положительную концовку. И на какую мысль это наталкивает игрока? Что даже в мире постапокалипсиса, когда вокруг разруха, насилие ни к чему хорошему не приводит. А значит, и в реальной жизни следует его избегать.
— Хорошо, а как же бесконечные разговоры о том, что компьютерные игры провоцируют насилие?
— Да, когда нужно на что-то списать очередной акт насилия, тут же вспоминают о компьютерных играх. Таким «экспертам» нужно просто чем-то объяснить произошедшее – им легче «скинуть» на что-то и не ломать голову. Найти какой-то элемент в обществе, который им не очень нравится – в данном случае компьютерные игры, — и свалить все на них. Так они двух зайцев одновременно убивают. А я вот что скажу: людей, которые совершали какие-то агрессивные поступки из-за нудной, выматывающей работы в офисах, гораздо больше, чем тех, кто решался на насилие после компьютерных игр. Мы ж не кричим: давайте запретим офисную работу. А ведь когда человек выплескивает агрессию в компьютерных играх, у него уже нет агрессии в реальной жизни. Есть множество видео, на которых офисные сотрудники в какой-то момент начинают громить свои рабочие места. Из-за неприятной работы, усталости… быть может, поиграй они в компьютерные игры, им стало бы легче, и это позволило бы им избежать срыва.
— Стивен Кинг называл это: «Покормить своих внутренних крокодилов».
— Именно. Человек в играх выплескивает свой негатив. Конечно, иногда, люди реагируют бурно на то, что происходит в игре, особенно если проиграют. Сломают девайс, повредят мышку, клавиатуру. Но дальше этого дело обычно не заходит.
— Но иногда дело доходит до зависимости. Известны случаи летальных исходов, когда человек настолько уходил в игру, что не просто отрывался от реальности, а забывал о ней на несколько суток и умирал от истощения. Что делать родителям, чьи дети уже подсели на компьютерные игры так плотно, что потихоньку начали терять контакт с реальностью? Как их вытащить обратно?
— Зависимость как таковая формируется не из-за компьютера. А из-за проблем в семье, в школе, в личной жизни. Компьютер – это то, куда ребенок уходит от этих проблем. Он стремится стать лучше в компьютерных играх, потому что в реальной жизни ему это не удается. Задача родителей в таких случаях — показать ребенку, что он может добиваться успехов и за пределами компьютерного мира.
— Как это сделать?
— К примеру, купить велосипед. То есть дать ему какой-то элемент развлечения, который будет чуть более плотно связан с внешним миром, чем компьютерная игра. Главное, чтобы это не выглядело так: это тебе вместо компьютера, садись, крути педали и чтобы к компьютеру больше не подходил. Подобное отношение всегда приводит к обратному результату. Надо, чтобы ребенок понимал: этот велосипед — не замена компьютерной игре, это что-то, чем можно заниматься параллельно с компьютерными играми. И тогда он потихоньку начнет контактировать с внешним миром, после этого он, вполне возможно, запишется на какие-то тренировки, заведет себе новых друзей. Еще один неплохой вариант – проявить интерес к самим играм. Спрашивать у ребенка: а во что он играет, что это за игра, какие там правила? Если отец вместо того, чтобы порицать своего сына за увлечение компьютерными играми, иногда будет садиться и играть вместе с ним, это поспособствует их сближению. Можно покупать ему какие-то девайсы. Да хоть коврик для мышки. Поверьте, это обрадует ребенка, сблизит его с родителями. Ему самому захочется пойти на контакт, чтобы рассказать родителям, в какую игру он играл сегодня, какой уровень прошел. А если в семье здоровые отношения, никакой зависимости возникнуть не должно.
— И напоследок: может ли увлечение компьютерными играми вырасти во что-то серьезное?
— Конечно. Киберспорт – один из самых прогрессирующих видов спорта в мире. Призовые фонды некоторых турниров достигают 20 миллионов долларов. Даже если игрок не занимает первые места на подобных турнирах, но регулярно принимает в них участие, то постепенно становится известным. Он может завести канал на «Ютубе», где будет рассказывать об играх, может стать стримером, комментатором или судьей на компьютерных состязаниях – все эти люди зарабатывают неплохие деньги. Конечно, если пару раз примет участие в турнирах по киберспорту, проиграет и опустит руки, он ничего не добьется. Но факт остается фактом: любовь к компьютерным играм открывает большие перспективы, главное — развиваться в этой области, и тогда можно прийти к большим успехам. В том числе и финансовым. Я уж не говорю о том, что в ближайшем будущем киберспорт с большой долей вероятности будет включен в программу Олимпийских игр.
Руслан Бакидов
Читайте также:
Новый Mortal Kombat и другие игры апреля
Лучшие компьютерные игры года
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta