История дагестанского Монстра статики
Железные пальцы, Универсальный солдат – 22-летнего атлета из Каспийска Курбана Гасанова называют и так. Дважды чемпион Дагестана и чемпион СКФО по воркауту рассказал «Молодежке», в чем его сила.
Куча турников различной высоты и ширины: каспийская воркаут-площадка на берегу моря – одно из постоянных мест тренировок Курбана. Невысокий широкоплечий парень со спортивной сумкой наперевес появляется в компании друга. Вместе тренироваться легче, говорит чемпион. Друг поможет и советом, и делом – снимет на мобильник тренировку, которая затем в «Инстаграме» соберет десятки тысяч просмотров и сотни восхищенных комментариев.
Спортом Курбан заинтересовался еще в пятом классе. Хотел нарастить мышцы и набрать вес.
– Был очень худым, 25 килограмм весил в пятом классе. Занимался сам. Ходил на бокс полтора года, – вспоминает он.
Но Курбан быстро понял, что бить людей, пусть даже и на ринге, – это не его. Ему нравилось тягать «железо», часами висеть на турниках, развивать выносливость и силу. Стал заниматься воркаутом. Сначала выполнял базу, как говорят спортсмены: подтягивания, отжимания, увеличивая количество подходов, темп. Через год стал присматриваться к отдельным элементам.
– Смотрел и смотрю на тех, кто выигрывал соревнования. В «Ютюбе», «Инстаграме». Что они делают, как делают, повторяю. А так, другие соревнования не смотрю. Но за Хабиба, конечно, болею, – улыбается Курбан.
После обработки ладоней магнезией, чтобы руки не скользили, парень взбирается на брусья. Через мгновение Курбан вытягивает тело параллельно брусьям и разводит ноги в стороны. Со стороны кажется, что ему это дается совсем легко. Но вздувшиеся мышцы на руках и спине говорят об обратном.
– Секунд 45-50 так могу стоять, – говорит спортсмен.
Еще один элемент – стойка на четырех пальцах рук с разведенными в стороны ногами. Но порывы ветра с моря мешают держать равновесие, через несколько секунд Курбан встает на ноги.
– Тяжело ли стоять на пальцах? Да нет. Просто, когда учился, поначалу бывали травмы. Поднимаю ноги, а они «уходят». Делал недельный перерыв, потом снова тренировался.
Тренировки отнимают все свободное время Курбана. Сначала парень занимался нерегулярно. Вспоминает, как по утрам на следующий день от нагрузки болело все тело. Через месяц перешел на режим занятий через день. Сейчас ни дня не проходит без спорта.
– В день тренируюсь как минимум пять часов. Стараюсь делать две тренировки по 2,5 часа. Самая длительная моя тренировка – семь часов. Лег спать в два часа ночи, утром в семь проснулся, ничего не болело, уже восстановился. Думаю, со временем организм привык. Никакого спортивного питания. Даже какого-то особого рациона нет, ем то же, что и все.
Но было время, когда со спортом пришлось завязать на полтора года. В 2018 году Курбан во время выполнения на турнике очередного сложного элемента упал и сломал правую руку сразу в трех местах. Хирурги вставили в нее металлическую пластину. И запретили какие-либо занятия вообще. Позже провели еще одну операцию – извлекли железяку, после того как кости срослись.
– Из-за стресса на десять килограммов похудел тогда. Думал, если инвалидом останусь, спорт оставлю в любом случае. А если восстановлюсь, то обязательно продолжу.
Курбан убежден, что невысокий рост – 160 сантиметров – помогает ему в выполнении элементов, где нужно держать баланс. А вот вес, по его мнению, не влияет на показатели спортсмена. Сам он весит 60 килограммов.
– Один пацан мне говорит, что я не смог бы сделать элемент, если бы у меня был вес 80 килограммов, как у него. Но я все элементы начинаю тренировать с дополнительным весом – 20-24 кг. Привязываю гирю к поясу. В течение месяца привыкаю к нему, а потом свой вес уже не чувствую. Вот он мне говорит: давай поспорим, что ты не сможешь сделать этот элемент с весом. Я говорю, хорошо, давай. На что спорим? «На 500 рублей». Я закрепил 24-килограммовую гирю на поясе и сделал десять отжиманий. «Теперь, – говорю, – брат, у меня вес 84 кг. А у тебя 80. Сделаешь?» Он даже пытаться не стал. Куда потратил 500 рублей? Да я не взял их. Это был спортивный интерес.
Плачут, но делают
К 22 годам помимо спортивных достижений Курбан обзавелся собственным жильем. Правда, ради этого пришлось бросить школу.
– Я ушел после седьмого класса. У меня отец и средний брат – строители. И отец сказал: «Пока ты молодой и пока я жив, воспользуйся моментом, давай лучше тебе дом построим, на это у человека полжизни уходит». Я этим моментом воспользовался и дом построил. А учеба? Отец сказал, что, если хочу, могу дальше учиться.
Но пока на учебу нет времени. С семи утра и до семи вечера Курбан вместе с отцом и братом работают на стройках. После – тренировки. Чтобы иметь возможность больше времени уделять спорту, он решил работать тренером по воркауту.
– Ушел в спортзал ради тренировок, думаю, хоть там меня наконец в покое оставят, – говорит он.
У Курбана сразу же набралось несколько групп детей, которые хотят быть похожими на него.
– Сначала показываю им разные элементы. Смотрят с открытыми ртами. Говорю, что они тоже так смогут. У них появляется желание заниматься, потихоньку загораются, начинают тренироваться. Даже на первой тренировке можно увидеть, есть ли у ребенка желание заниматься. Говорю им: «Делайте 20 отжиманий». Некоторые сделают десять и отдыхают, потом продолжают. А другие сделают 20-25 и еще продолжают. Значит, у человека есть желание. В Каспийске у меня было две группы: дети от пяти лет и от семи лет. Вот пятилетних тяжело тренировать: ты им говоришь что-то, а они вообще не слушают. Потом начал наказывать их: не слушаешь меня – делаешь 50 отжиманий. И будешь делать их, пока не сделаешь все 50. Некоторые плачут, но в итоге все равно делают.
Хинкал VS спортзал
Дом у Курбана уже есть. Осталось посадить дерево и вырастить сына. Но парень не торопится обзаводиться семьей. Говорит, даже на примете пока никого нет.
– Невесты пока нет, – смущенно говорит спортсмен. – Какой я ее вижу? Хинкалы и спорт хотелось бы совместить. Можем вместе тренироваться. Я бы хотел спортивную семью. Мне-то говорили, что уже пора жениться. Мама проталкивала: мол, в 20 лет уже можно. Но я так не хочу. Пусть мне будет хотя бы 22-23. Просто у меня самый старший брат женился в 20 лет, средний – в 22. А я типа в 21 должен был. Нет, я так не хочу. Предлагал старшим братьям тоже тренироваться со мной. Но у них уже своя жизнь, дети, жена. На их примере вижу, что, если женюсь, времени на спорт не будет.
Хочу, чтоб знали, что есть такой
Курбан подал заявку в Книгу рекордов России: хочет, чтобы его рекорды зафиксировали ее представители. В августе, по словам парня, на Кавказе должен пройти спортивный фестиваль, где он сможет продемонстрировать свои достижения.
– Хочу как минимум два-три рекорда поставить. Есть такие элементы, которые никто не делает. Даже есть то, что многие делают, но никто не фиксировал это. Можно и их заявить.
В числе трюков, которыми Курбан может похвастаться, – подтягивание на одном мизинце. Сейчас он может повторить этот элемент три раза. Но нет предела совершенству.
– Хочу открыть зал, тренировать. Но до – поехать на соревнования, поставить рекорды. Говорят, если поставить рекорд, можно каждый месяц деньги за него получать, что-то типа зарплаты. Но не знаю, есть ли у нас в России такое. Параллельно развиваю свою страницу в «Инстаграме». Если меня заметят в мировом спорте, могут за их счет позвать на соревнования. Чтобы туда поехать, как минимум уходит 30-40 тысяч. Для чего мне все это? Хочу, чтобы заметили, знали, что есть такой человек. И потихоньку подтягивались, чтобы, когда я открою зал, знали, к кому ходить.
Анастасия Расулова. Фото — Евгений Костин
Читайте также
Noize MC: откуда у парня аварская грусть
«Мама сказала: «Не волнуйся, ноги вырастут»
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta