История дагестанского хоккеиста
Отец отвел Магомеда в питерскую хоккейную школу «СКА», когда тому было всего три года. Сейчас Магомеду Шараканову уже восемнадцать, он играет в МХЛ (Молодежная хоккейная лига) за молодежку московского «Динамо» под номером 92 и мечтает поднять над головой Кубок Харламова. В этом сезоне его признавали лучшим защитником ноября. В интервью «Молодежке» Магомед рассказал, каково прийти в команду, которая только-только стала чемпионом, объяснил, из-за чего на льду чаще всего вспыхивают драки, и высказался, кто круче – Хабиб Нурмагомедов или Александр Овечкин.
Справка
Чемпионат Молодежной хоккейной лиги – турнир среди молодежных хоккейных команд. В сезоне-2022/23 в нем участвуют 37 клубов из России и Белоруссии. Главный трофей в МХЛ – Кубок Харламова.
— Чему вас учили-то трехлетних? Вряд ли тактике и стратегии.
— Года полтора просто на коньках катались. Шайбы, клюшки и стратегия – это было позже.
— А самым сложным первое время было…
— …Рано вставать. Тренировки начинались в семь утра. Это означало, что в пять утра ты не то что из кровати должен был выскакивать, – в это время уже должен был ехать в машине.
— А не капризничал? Ребенок же. Поди, отец на тренировках удерживал, караулил возле входа у спортшколы, чтобы не сбежал?
— Мне повезло: я полюбил хоккей с первых тренировок. Поэтому не было такого: «Папа, забери меня отсюда». Хотелось учиться, так что на трудности я внимания не обращал.
— А когда пошел в школу?..
— …Трудностей стало больше. Сложно было совмещать школу и спорт. Но и у папы, и у меня хоккей был в приоритете. Я частенько пропускал занятия, чтобы пойти на тренировки. К счастью, в школе к этому относились с пониманием.
— С отцом все понятно. А мама? Что-то не верится, что она думала: как хорошо, что ее сын пропускает занятия ради этих своих клюшек и шайб.
— Поначалу мама, конечно, злилась. Но потом она поняла, что хоккей для меня — это не просто увлечение, а смысл всей жизни, и стала одной из моих самых преданных болельщиц.
— Но были же какие-то реальные трудности, колись. А то всё как по маслу: и ранние подъемы тебя не страшили, и родители поддерживали, и в школе на прогулы глаза закрывали… Может, тебе плохо давались какие-то хоккейные элементы?
— Честно, все легко давалось. Элементы, броски – с этим проблем не возникало. Я дополнительно с отцом занимался и дома, и на стадионе. Он всегда находил время, чтобы мы могли отточить мои навыки, и теперь мне это сильно помогает. Он такой фанат хоккея, так в этом разбирается, что сам бы мог стать тренером.
— А дагестанские корни давали о себе знать? Тебя не тянуло в бойцовский зал вместо ледовой арены?
— Некоторое время я действительно хотел пойти на бокс. Но папа сказал: «В хоккее тоже можно драться» (смеется).
— Насколько хоккей дорогой вид спорта?
— До 16 лет инвентарь нужно приобретать самому. А потом, когда попадаешь в молодежную команду, все предоставляется клубом.
А так, достаточно дорогой вид спорта. Самое дорогое удовольствие – коньки. До последних событий в мире они стоили около 60 тысяч рублей. Сейчас за девяносто идут и даже дороже. В среднем одной пары на год-полтора хватает.
А клюшки – это самый расходуемый инвентарь. Раз в месяц ломаются. Хорошо хоть стоят подешевле (средняя цена одной клюшки для профессионального игрока – от 10 000 рублей. – «МД»).
— Почему стал защитником и какие качества важны для хоккеиста, играющего на этой позиции?
— Тренер меня с первых занятий поставил в защите, и мне понравилось, сразу все стало получаться.
А насчет качеств – важны силовые данные и хорошее катание. Защитник должен хорошо кататься спиной.
— Молодежка «Динамо» выиграла чемпионат МХЛ и завоевала Кубок Харламова в прошлом сезоне — 20/21. Ты присоединился к команде после этого. Чувствовалось, что пришел к чемпионам? Или ощущения были: команда и команда, ничего сверхъестественного.
— Ощущалось, что она стремится соответствовать своему статусу. А я, соответственно, стремился выглядеть уверенно в коллективе, который совсем недавно выиграл чемпионат. Хотел поскорее закрепиться в основе. Получилось не сразу, что вполне естественно – конкуренция была довольно жесткой. На это понадобилось где-то полсезона. Ну, и,конечно, когда оказываешься в команде, которая только-только победила в чемпионате страны, самому хочется как можно скорее поднять заветный трофей над головой. В этом году унас на это есть все шансы.
— Сколько сейчас в среднем за игру проводишь минут на льду?
— Где-то 20 минут. Это достаточно много, но всегда хочется больше.
— Как бы искусно защитник ни старался отобрать шайбу у соперника, рано или поздно он оказывается на скамейке штрафников. Что ощущаешь в этот момент?
— Чувствую, что подвел команду. Страшно переживаю: как бы сейчас не пропустили. И если пропускают, конечно, это безумно неприятно. И тренер поругать может. Но в конечном итоге все понимают, что это часть игры.
— Из-за чего чаще всего случаются драки?
-Когда грязно сыграли на твоем партнере. Хочется заступиться за него. В молодежной лиге вообще дерутся чаще, чем в КХЛ. Ребята молодые, горячие, сложнее себя сдерживать. Но после игры, как правило, никаких претензий игроки противостоящих команд друг к другу не имеют.
— А что с травмами?
— Ну, шальная шайба мне пока зубы не выбивала – лицо защищает маска. Но вообще, хоккей – травмоопасный вид спорта. В прошлом году я получил травму плеча – у меня был разрыв связок. Пришлось ложиться на операцию в Германии. По злой иронии, именно в этот момент меня вызвали в сборную России. Поехать я, естественно, не смог. Процесс восстановления занял полгода.
— Кто из членов семьи смотрит игры с твоим участием на трибунах, а кто по телевизору?
— Мама с братом и сестрой по телику смотрят. Отец, когда играем в Москве и Питере,всегда на стадионе. Если едем куда-нибудь на Дальний Восток, тогда и он по понятным причинам вынужден смотреть матчи по телевизору или в интернете.
— Когда отец на трибунах, ты его слышишь, если он тебе что-то кричит?
— А он никогда не кричит. Но по взгляду все можно понять: доволен он моей игрой или нет. Вижу, что не доволен, – взвинчиваю темп.
— В одном из блогов, посвященных МХЛ, на сайте sports.ru тебя характеризуют как игрока с отличным броском, который к тому же умело ведет силовую борьбу и если уж идет в стык, то доводит задуманное до конца. Согласен?
— Не хочу себя нахваливать, но да, согласен.
— А что еще добавишь к этой характеристике?
— У меня хорошее игровое мышление. И благодаря дополнительным занятиям с папой — хорошее владение клюшкой. В детстве он много заставлял работать над этим.
— Оцени свои шансы пробиться в состав взрослой команды «Динамо».
— Шансы есть. Но работы предстоит много. В прошлом сезоне меня на десять дней брали тренироваться вместе со взрослой командой.
— И как ощущения? Насколько игроки КХЛ круче ребят из МХЛ?
— Разница, конечно, большая – и в возрасте, и в классе игроков. Там скорости намного выше, чем в молодежной лиге. Перестроиться сложно. Но ничего недостижимого.
— Не знаешь, сколько сейчас дагестанцев играют в хоккей на профессиональном уровне?
— Лично знаком только с одним – с Ахмедом Гимбатовым. Он играет за молодежный состав питерского «Динамо». Его двое братьев играют в ВХЛ, но где конкретно – не знаю. О других дагестанских хоккеистах не слышал.
— Как часто получается выбраться в Дагестан?
— Приезжаю каждое лето на несколько недель, когда нам дают отдохнуть после завершения сезона.
— А где чаще время проводишь: на море или в горах?
— На море редко выбираюсь, если честно. С мамой больше времени провожу в городе, а с отцом – в горах, в его родном селе Гоготль в Шамильском районе.
— Родня в Дагестане вообще интересуется хоккеем?
— Правил особо не знают, но игры «Динамо» смотрят. Всегда пишут после игры.
— И напоследок такой вопрос: кто круче как спортсмен –Хабиб Нурмагомедов или Александр Овечкин?
— Пусть будет Нурмагомедов.
Руслан Бакидов
Читайте также «Хулиганишь? Пойди посиди на шпагате»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»