Рассказывает один из лучших дагестанских пловцов
Адам Адамов – молодой дагестанский пловец, умудрившийся завоевать аж семь наград (пять золотых, одну серебряную и одну бронзовую) на первенстве и чемпионате СКФО, которые недавно завершились в Краснодаре. При этом собственным результатом спортсмен не очень доволен. Корреспондент «Молодежки» пообщался с Адамом и выяснил, так ли хорош перфекционизм, существуют ли люди, не приспособленные к плаванию, и что для профессионального пловца важнее: превзойти соперника или себя вчерашнего.
– Пять золотых, одна серебряная и одна бронзовая награды. Но результатом ты не доволен. Это как вообще?
– Мог выступить лучше. Речь не о количестве или качестве наград. А о времени, которое я показал. К примеру, на стометровке я проплыл почти так же, как год назад. Это нехорошо, когда спортсмен по прошествии года показывает практически тот же результат. Пусть за него хоть три золотые награды дадут и кучу дипломов. К чему награды, если прогресса нет? Если попаду на чемпионат России, буду обязан улучшать результат.
– Это, часом, не перфекционизм?
– Он самый.
– Слишком требовательное отношение к себе – хорошо ли это в далекой перспективе?
– Если постоянно буду слишком требователен к себе, могу перегореть. Понимаю, что пора с этим перфекционизмом завязывать. Но сразу, наверное, не получится.
– До конца интервью справишься?
– Нужно чуть-чуть побольше времени (улыбается).
– Одну из золотых наград ты завоевал в эстафете «четыре по сто метров» комплексным плаванием. По внутренним ощущениям, чем эстафета отличается от индивидуального выступления?
– Если не выкладываешься по полной, всю команду подставляешь. Не только себя. Еще трех человек. Значит, и ответственности больше.
– На каком этапе ставят самого быстрого?
– На четвертом. Чтобы догонял, если на первых трех этапах команда чуть отстала от лидеров гонки.
– Барабанная дробь, сейчас узнаем, насколько ты крут…
– Я всегда плыву четвертым, если вы об этом (улыбается).
– Как оцениваешь выступление дагестанской команды?
– Мы заняли второе общекомандное место. Очень достойно выступили. Мы улучшаем свои показатели с каждым годом.
– Расскажи, как тебя занесло в плавательный бассейн. Там же даже нет боксерских груш или футбольных мячей. Казалось бы, что там делать дагестанскому мальчишке?
– Меня отец привел в бассейн, когда мне было пять лет. Сперва просто чтобы плавать научился. Но «просто плавать» быстро переросло в «сделать сына профессиональным пловцом», потому что я начал выигрывать на первых же соревнованиях. Мне эта идея тоже понравилась.
– Друзья не пытались перетянуть тебя в бокс, борьбу и все такое в столь же брутальном стиле?
– Постоянно. До сих пор пытаются. Говорят: «Ну поплавал, молодец, все, что мог, уже выиграл. Давай с нами на единоборства». Но, естественно, я не считаю, что выиграл все, что мог. Хочу и дальше развиваться в плавании.
– Сам-то что больше любишь смотреть по телевизору: плавание или единоборства?
– Плавание. Чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры. Это на самом деле очень зрелищный вид спорта. Но за боями тоже слежу.
– А человека, который не ходит в бассейн, можно убедить, что плавание – это очень зрелищный вид спорта и он поинтереснее этих ваших ММА?
– На словах убедить не получится. Человек должен ощутить то, что чувствую я в воде. Чтобы плавание показалось зрелищным, по-настоящему интересным, надо ощущать воду. Это «чувство воды» называется. Но если уж человек попробует на себе это, то с высокой долей вероятности влюбится в этот спорт. Так что рекомендую.
– Есть люди, не приспособленные к плаванию? Речь именно о спорте высоких достижений.
– Есть люди с плохой растяжкой. Растяжка играет ключевую роль. Но в конечном итоге и этому можно обучить. Так что любого человека можно научить плавать, причем на уровне, который позволит ему добиваться каких-то результатов.
– А есть люди, рожденные для плавания?
– Растяжка плюс рост – длинные руки, большой размер ноги, – плюс такое телосложение, которое меньше поддается сопротивлению воды, – вот вам и человек, буквально рожденный для плавания. Природа, что называется, постаралась.
– А в твоем случае природа сильно постаралась или работала по принципу «и так сойдет»?
– В этом плане природа мне не особо прям помогла. Но у меня тело вполне подходит для баттерфляя. Я поэтому больше тренирую именно этот стиль плавания.
– Самая большая дистанция, которую ты проплывал за раз?
– Три километра. Я все-таки больше спринтер, чем стайер. При этом дистанция далась сравнительно легко. В конце просто забились руки и ноги, но никаких сверхусилий прикладывать не пришлось. Не задыхался, ничего такого.
– А в проруби поплавать не тянуло?
– В проруби тоже плавал. Мне было лет 12, и это был мой первый опыт погружения в ледяную воду. Воды, конечно, боялся колкой. Нырнул, холодом обожгло… Но буквально через пару мгновений тело привыкло к такой температуре.
– Как относишься к шутке, что плавание — это не спорт, а способ не утонуть?
– Я такую шутку и не слышал (улыбается). Но знаю, некоторые несерьезно относятся к плаванию. У нас люди думают, что настоящий спорт – это единоборства. Это там тяжело, там нагрузки, там закаляется характер. На самом деле они просто стометровку не проплывали. Тогда бы поняли, что плавание – это реально тяжелый вид спорта, где просто поплескаться в водичке не получится. Здесь нужно прилагать максимум усилий, чтобы чего-то достичь. Плавание прокачивает все мышцы. Хотите стать по-настоящему сильным и выносливым, приходите в бассейн.
– Что для тебя важнее: превзойти себя вчерашнего или обойти соперника?
– Превзойти себя. Свои результаты улучшить важнее, чем обогнать соперника.
– Получается следить за соперниками во время плавания?
– Перед стенкой, когда делаешь кувырок, можно посмотреть, где там соперник. Ну при вдохе еще можно, если длинная дистанция и гребки не очень частые. Я сконцентрирован на собственном плавании. Но перед стенкой смотрю, где соперник: позади меня или уже оторвался и надо догонять.
– А как комфортнее: когда твой основной соперник за медали плывет по соседней дорожке или когда он от тебя далеко-далеко и, соответственно, не действует тебе на нервы своим великолепным баттерфляем?
– Лучше плыть рядом с сильным соперником. Ты цепляешься за него и показываешь лучший результат, на который способен.
– На данный момент ты один из самых перспективных дагестанских пловцов. Ощущается этот статус?
– Скорее да, чем нет. Я десятикратный чемпион СКФО, сколько раз брал Дагестан, и посчитать сложно, точно больше двадцати пяти. Это приятно. Но в то же время я бы хотел, чтобы у нас было как можно больше перспективных спортсменов.
– Предпосылки к этому есть?
– Определенно. Плавание в Дагестане прогрессирует.
– Ну и напоследок хотелось бы поинтересоваться твоими ближайшими планами.
– Надеюсь поехать на чемпионат России, который состоится уже в апреле в Казани. Совсем скоро станет ясно, попаду ли я в сборную. Скорее всего, попаду. Ну а самая главная цель для меня на данный момент – стать мастером спорта. Для этого нужно на стометровке улучшить свой показатель на 2,80 секунды, а на двухсотметровке – на 5,80 секунды. Это не так уж и мало. Но за месяца три-четыре должен справиться.
Руслан Бакидов
Читайте также «Папа сказал: “В хоккее тоже можно драться”»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»