Эволюция дагестанского тяжелоатлета
Исмаил Гаджибеков стал первым представителем дагестанской сборной, который завоевал золото российского чемпионата по тяжелой атлетике. В Ханты-Мансийске он показал не лучший результат в рывке (100 кг вместо запланированных 106 кг), зато в толчке поднял штангу весом в 130 кг, повторив рекорд России.
О том, что можно пролететь мимо Евро даже с завоеванной путевкой и стать number one, занимаясь спортом всего шесть лет, «Молодежке» рассказали новоиспеченный чемпион, его личный тренер Гусенхан Закарьяев и президент Федерации тяжелой атлетики Дагестана Саид Абдулаев.
– Исмаил, о чем подумал, когда не получилось поднять в рывке 106 кг?
Исмаил Гаджибеков: Ну о чем я мог подумать? «Теперь толкать надо!» По факту мне хватило бы и 124 кг, но я шел на рекорд России, поэтому попросил штангу весом 130 кг.
Саид Абдулаев: Весовые категории обновились, и рекорд 130 кг стал стандартом. Это означает, он ни за кем не числился. Мы рассчитывали, что, если Исмаил возьмет этот вес, рекорд закрепят за ним, но этого не случилось. Почему, мы сами понять не можем. Информацией с нами пока никто не поделился. Нужно было идти на 131 кг, чтобы уж наверняка. Но в тот момент мы запутались.
– Насколько принципиально было установить рекорд?
Гусенхан Закарьяев: Исмаил только об этом и говорил.
Исмаил Гаджибеков: Перед соревнованиями мы думали, что, может, и 135 толкать будем, но рывок не очень удачно сложился, поэтому не стали рисковать.
– Насколько мне известно, ты планировал выступать на апрельском чемпионате Европы, однако на соревнования так и не поехал. Что случилось?
Исмаил Гаджибеков: Ранее я выиграл Кубок России, а это путевка на чемпионат Европы. Но на сбор в национальную команду меня так и не вызвали. Не знаю, у нас система такая: путевку завоевал, а место в команде – нет.
– Пытались выяснить, в чем причина?
Саид Абдулаев: Мне сказали, нужно было поднимать больше на Кубке России. В рывке Исмаил поднял 105 кг, в толчке – 125. Этот результат посчитали недостаточным. Сказали, нужно было показывать хотя бы 110 и 140 кг.
Исмаил Гаджибеков: Моя сумма на Кубке России – 230 кг. Я специально смотрел результаты чемпионата Европы. У атлетов, занявших второе и третье место, – 248 и 247 кг соответственно. Да, 18 кг – это немаленькая разница для моей весовой категории, но отрыв не критичный. Думаю, за время сборов я бы набрал нужную форму. Два месяца на подготовку было, так что на чемпионате Европы я мог бы побороться за медали.
Гусенхан Закарьяев: По итогам чемпионата России Исмаила вызвали на сборы. И как назло он сейчас испытывает проблемы с плечом. Надеюсь, ничего серьезного. Скорее всего, простое воспаление. Мы несколько лет ждали этого вызова, так что отказывать было бы глупо. Рассчитываем, что к моменту сборов плечо удастся восстановить, дней десять на это есть.
Исмаил Гаджибеков: Когда мне сообщили: «Исмаил, тебя в сборную приглашают», — у меня плечо само по себе прошло. Честно, я почувствовал себя гораздо лучше. Время на восстановление есть, думаю, все хорошо будет.
– Вопрос Саиду. В Ханты-Мансийск отправились три дагестанских тяжелоатлета, однако с медалью вернулся только один. Девушки Мадина Баймурадова и Саида Мирзабегова оказались далеко от призовой тройки. Такой результат дагестанской команды можно считать удачным?
Саид Абдулаев: Расстроило, что девочки не проявили себя в полной мере, но это не так страшно. Основной задачей была победа Исмаила. Он говорил нам с Гусенханом: «На чемпионатах России я сперва был шестым, потом четвертым, потом вторым… Теперь, по закону, я стану первым. Чего вы волнуетесь». Он сегодня номер один в России в своей категории. Это известно не только нам, но и другим штангистам. Мы так и анонсировали его выступление в Ханты-Мансийске: чемпион едет за своим золотом.
– Довольно самонадеянно.
Саид Абдулаев: Мы говорили так, исходя из психологии Исмаила. Если бы это был другой спортсмен, мы бы не делали подобных заявлений, чтобы не напугать его. Но Исмаила это только подстегивало. Так что это было не самонадеянностью, а тактическим расчетом.
– В дагестанской команде еще есть ребята, готовые стать фаворитами на российском уровне?
Саид Абдулаев: Исмаил – это локомотив. За ним тянутся. После его победы на Кубке России в наших залах прибавилось людей. Он привлек внимание. Номер два в дагестанской команде – Бувайсар Белиев. Молодой парень, за короткий срок дважды стал серебряным призером первенства России среди спортсменов до 15 лет. Сейчас он в сборной готовится к первенству Европы среди юношей. Думаю, ему по силам стать лидером национальной команды.
– Совсем недавно весовая категория до 55 кг была олимпийской. Что испытали, когда она лишилась этого статуса?
Саид Абдулаев: Наше от нас не уйдет. Если все будет хорошо, поднимемся в олимпийские 61 кг. До этого нужно поучаствовать в чемпионатах Европы и мира. Уже после будем думать об олимпийских достижениях.
– Исмаил, следишь за атлетами в весе до 61 кг?
Исмаил Гаджибеков: До этого не следил, но на чемпионате России оценивал их выступление. Уже сейчас мог бы побороться с ними за призы.
– С каждым новым выступлением ты показываешь все более высокие результаты и завоевываешь все более престижные награды. Это как-то сказывается на узнаваемости?
Исмаил Гаджибеков: Разве что количество подписчиков в «Инстаграме» растет. Но я туда редко заглядываю, так что можно сказать, ничего не изменилось.
– В «Инстаграме» ты сидишь под прозвищем Исма-танк. Сам придумал?
Гусенхан Закарьяев: Это его ребята в зале прозвали. Видели, что прет на штангу.
Исмаил Гаджибеков: Вначале вообще Домкратом называли. Много прозвищ было. В конце концов прижилось именно это – Танк.
– Гусенхан, Исмаил пришел в тяжелую атлетику довольно поздно – уже в 19 лет. Вас его возраст не смутил тогда?
Гусенхан Закарьяев: Меня больше его вес смутил. На дворе месяц Рамадан, он тогда еще сбросил, килограммов 47 весил. Исмаила в зал привели его друзья-борцы – они подтягивали у нас функционалку. Я у них спрашиваю: «Вы его зачем вообще притащили?» Я и подумать не мог, что он у меня останется, а уж тем более — что однажды станет чемпионом России.
Исмаил Гаджибеков: Когда увидел, как другие занимаются со штангой, захотел попробовать. Мне не хотелось качаться, я до этого уже ходил в тренажерный. Мне стало интересно поработать именно со штангой.
Гусенхан Закарьяев: Я поначалу не обращал на него внимание, но потом заметил – парень толковый, правильно делает упражнения, быстро осваивает технику, быстро прогрессирует. Уже через два года, в 2017-м, стал мастером спорта. У Исмаила стаж всего шесть лет, у его основных соперников – 18-20, а он их уже обошел. Посмотрим, что будет дальше.
– Исмаил, хоть после сборов-то дашь себе отдохнуть?
Исмаил Гаджибеков: Нет, отдыхать не намерен. После Олимпиады ближайшее крупное соревнование – чемпионат мира. Хотелось бы туда попасть.
– Что для этого нужно сделать?
Саид Абдулаев: Если во время сборов Исмаил себя проявит, прибавит, возможно, его возьмут на чемпионат мира. До чемпионата мира проведут три-четыре сбора, по 21 дню. За это время Исмаил должен стать своим в команде. Там же смотрят не только на спортивные показатели. Смотрят, как человек ведет себя в коллективе. Комфортно ли с ним другим спортсменам. Как выполняет указания тренерского штаба. Очень важно, чтобы Исмаил произвел хорошее впечатление не только в спортивном, но и в человеческом плане. Тогда вызовы в сборную станут обычным явлением.
Руслан Бакидов
Читайте также «Лететь вниз головой страшно. Надо приучать себя»