Тяжелые нынче пошли времена. В условиях реформирования экономики и структурной перестройки общественного производства, которые нам «любезно» помогают внедрять западные санкции, обострились многие социальные проблемы, связанные с лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
Ежегодно в России на свободу из колоний, СИЗО и ИВС выходят свыше 300 тысяч человек. Большинство из них впоследствии никогда не совершают преступление. Не менее 70% освобождающихся имеют как желание, так и социальные условия для того, чтобы вернуться к нормальной жизни и не совершать новых преступлений. Однако около 30% осужденных не располагают волевым и социальным ресурсом, чтобы соответствовать общественным ожиданиям и стандартам. При этом не менее 15% от их числа искренне намерены начать новую жизнь, однако не знают, как это сделать, либо не имеют практических навыков по изменению своей судьбы.
Что касается Дагестана, то здесь несколько иная картина. Во-первых, у нас очень мало граждан, у кого нет родственников. И будь ты даже отъявленным рецидивистом, все равно, что называется, тебя на улице не оставят. Во-вторых, в местах лишения свободы Дагестана существуют условия, при которых получить образование или же новую специальность может каждый. Сделать это никогда не поздно, как говорится, было бы лишь желание. А есть специальность, значит, есть работа, а с ней и все остальное для того, чтобы честно жить и даже содержать семью. Ведь зачастую из десяти заключенных лишь у одного есть вторая половина.
В ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указано, что "в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия".
Так говорится в официальном документе. А как же на самом деле? Кем и как реализуются социальные гарантии граждан на получение образования в местах лишения свободы? Обо всем этом мы решили разузнать в одной из шести колоний, которая расположена в поселке Загородный, в нескольких километрах от Махачкалы.
Стоит особо отметить, и я об этом писал не раз, дагестанская пенитенциарная система в полной мере позаботилась о своих подопечных. Осужденные, отбывающие наказание во всех этих исправительных учреждениях, могут получать общее, среднее и даже высшее образование. Но, как показывает практика, осужденные отдают предпочтение не высоким наукам, а востребованным на рынке труда специальностям. Федеральное казенное образовательное учреждение дает возможность освоить специальности по одиннадцати направлениям.
То, что учиться никогда не поздно, осужденные знают лучше любого, а администрации исправительных учреждений новым учащимся и студентам только рады. С каждым годом перечень профессий, которые можно освоить, находясь в местах не столь отдаленных, становится все больше. Так, к примеру, у осужденных колонии строгого режима №2 в поселке Шамхал появилась возможность освоить редкую, но очень востребованную на сегодня профессию – сборщика пластмассовых изделий.
В настоящее время только в одном училище при исправительной колонии №2 строгого режима обучаются около двухсот человек. И никто из них без работы ни на свободе, ни, тем более, в колонии не останутся, заверяет заместитель начальника колонии по производству, подполковник внутренней службы Руслан Керимов. Офицер также сетует, что при подборе кадров на производственные работы учитываются не просто теоретические знания и диплом об окончании училища, а еще способности каждого кандидата. Словом, отбор самый строгий.
В том, что спрос рождает предложение, сомневаться не приходится. К примеру, в группе столяров по художественной обработке сейчас обучаются 25 человек, хотя желающих было гораздо больше.
Здесь все так же, как и в любом другом образовательном учреждении на воле. Даже форма у всех одинаковая, хотя и арестантская. Требования такие же, отсутствовать на уроках учащиеся могут лишь по уважительным причинам. Ведется и учет успеваемости. Среди студентов ПТУ много отличников. В их числе осужденный Ильяс Датиев. Он получает шестую по счету специальность. Четыре освоил еще на воле.
Ильяс в колонии оказался за тяжкое преступление со сроком на 12 лет. Половину мужчина уже отбыл, скоро намерен обратиться с ходатайством в суд на УДО. Он уверен, что все знания, полученные в стенах колонии, ему только на пользу.
Прежде чем приступить к практическим занятиям, студентам необходимо освоить теорию. Осужденный Александр Ивайлов на месте проходит практику. Он будущий токарь.
Мастерские училища оборудованы полностью. По словам мастера токарной группы Гитинамагомеда Магомедова, все это позволяет готовить специалистов высокой квалификации. Продолжительность курсов — десять месяцев. Существует и сокращенная форма обучения, для отдельных лиц.
Производство и учебный процесс развиты не только в колонии строгого и режима, но и во всех других. С каждым годом улучшается оборудование, закупается инвентарь и необходимые учебные пособия. Учебное оборудование практически ничем не отличается от настоящего. Прошедшие подготовку осужденные смогут с легкостью работать на заводах после освобождения. А значит, многие из них, вероятно, никогда не вернутся в стены исправительных учреждений.
У осужденного Зиявутдина Магомедова, пока не попал в колонию, не было даже среднего образования. Здесь он окончил одиннадцатый класс, а теперь собирается получить диплом по специальности «каменщик» и готовится выйти на свободу с новой профессией.
По окончании учебы каждый студент получит диплом. На выдаваемых аттестатах и дипломах нет упоминания о тюремной специфике места образования — лишь нейтральные географические названия, не вызывающие у будущих работодателей негативной реакции. А значит, каждый осужденный, выйдя на свободу, сможет смело устроиться на любую работу по специальности.
ПТУ при системе исполнения наказания образовано еще в 1962 году. Перед преподавательским составом стоит непростая задача — прививать осужденным любовь к знаниям. Исходя из увиденного нами, с поставленными задачами коллектив справляется в полной мере.
Добрая половина преподавателей ПТУ — люди с большим опытом работы. У них за спиной не один десяток лет на этом поприще. Каждый из них — не просто знаток своего дела, но и настоящий патриот родины. А иначе посвятить всю жизнь такой непростой работе было бы невозможно. Они считают доверенное им делом чести и долга.
У осужденных при такой занятости времени на криминал не хватает. Хорошее поведение им только на пользу. При решении вопроса об условно-досрочном освобождении учитывается положительная характеристика с места учебы и работы.
Согласно статистике, осужденные, получившие образование, после выхода на свободу становятся рецидивистами в 5 раз реже, чем их "коллеги" без диплома. А это говорит о том, что силы и время преподавательского состава потрачены не зря.
Заур Зугумов