«МД» продолжает серию публикаций, приуроченных к 70-летию Великой Победы. На сей раз речь идет о работе в годы Великой Отечественной войны такого транспортного объекта, как Махачкалинский морской порт.
Думается, не нуждается в особом представлении и автор материала – известный журналист Алик АБДУЛГАМИДОВ, ныне помощник генерального директора Махачкалинского морского торгового порта.
…Воскресенье, 22 июня 1941 года. На теплоходе «Дагестан», пришвартованном у причала на Северном молу, отбили три склянки. Удары в рынду мелодичным звоном пронеслись над гаванью. Полдень. Обычно после троекратного сигнала судового колокола портовики оставляли рабочие места и уходили на перерыв. Но сегодня никто не спешил в столовую на обед. Все, кто в этот выходной день работал в порту, толпились перед зданием административного корпуса. Одни неторопливо курили папиросы, другие вполголоса рассказывали соседям о планах на лето: люди ждали важное сообщение из Москвы. Наконец, репродуктор зашипел, захрипел, и откуда-то издалека раздался взволнованный голос народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну…»
Казалось, что в это мгновение даже неугомонные чайки почувствовали важность момента и замолкли. Люди жадно ловили каждое слово из серого репродуктора. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» — голос народного комиссара иностранных дел СССР окреп, Вячеслав Молотов торжественно закончил свое выступление.
Мужчины посуровели. В наступившей тишине к шуму прибоя и скрипу уключин рыбацких шаланд неожиданно присоединились женские всхлипы. Все собравшиеся поняли, что мирная жизнь закончилась, в их дома пришла война. И никто тогда не знал, что она продлится долгих четыре года.
На следующее утро, в понедельник, на работу вышли даже те, кто был в отпуске и на больничном. Рабочие порта и судоремонтного завода, моряки портового флота и экипажи судов, стоящих у причалов гавани, собрались на площади на митинг. Многие уже попрощались с родными и пришли сюда с котомками, рюкзаками и маленькими чемоданами. В них — белье и продукты на пару дней. Они готовы немедленно вступить в ряды Красной Армии и с оружием в руках защищать страну от оккупантов.
«Дорогие товарищи! Когда Родина в опасности, долг каждого советского человека защищать свою страну. Вместе с нашей партией и с товарищем Сталиным, я верю, мы в этой схватке победим!» — митинг открыл бригадир грузчиков старейший портовик Л. Абдуллаев. Он призвал коллектив порта ударным трудом ответить на вероломное нападение гитлеровской Германии и заявил, что считает себя мобилизованным на трудовой фронт. Передовики производства В. Перепелюков, А. Недосекин, Л. Волохович и Р. Агамедов перед коллективом порта поклялись «честно и самоотверженно работать каждый день на своем посту, чтобы помочь родной Красной Армии разгромить врага».
Патриотический порыв советских людей был настолько высок, что большая группа портовиков прямо с митинга направилась в военный комиссариат. Они написали заявления с просьбой отправить их в действующую армию. В первые дни войны добровольно ушел на фронт и бывший буденовец, 58-летний такелажник порта Сергей Архипович Трутнев с сыном Алексеем. Дядя Сережа – так любовно называли его в порту – заявил в горвоенкомате: «В эти грозные дни для Отечества я считаю, что наше место на полях сражений с врагом». Дагестанец отважно сражался на передовой. Фронтовик гвардии старшина Сергей Трутнев и после войны продолжал работать в порту, в 1954 году он вышел на пенсию.
Многие махачкалинцы по примеру ленинградцев и москвичей вступили в ряды народного ополчения. В морском порту и на фабрике III Интернационала создавали первые отряды ополченцев. Из них сформировали один стрелковый полк, три отдельных батальона и одну стрелковую роту.
Общество жило по законам военного времени. Дагестанское правительство и партийная организация в своем постановлении четко определили задачи транспортников: «Организовать бесперебойную и быструю перевозку грузов, в первую очередь военных, строжайше охранять транспортные магистрали, наладить связь, навести жесткий порядок и твердую дисциплину на путях, станциях…» Партийным и советским органам поручено взять под особый контроль работу Махачкалинского железнодорожного узла и Махачкалинского морского порта. Была создана специальная «тройка» по транспорту.
За короткое время порт был расширен, механизированы некоторые трудоемкие процессы, связанные с разгрузкой сыпучих грузов. Было увеличено количество резервуаров для нефтегрузов и проведены также работы по их более оперативной переработке. Уже в первые месяцы войны неизмеримо возросло значение всего Каспийского бассейна, который стал основным путем для снабжения фронта жидким топливом. Почти весь нефтеналивной флот Каспия был мобилизован на перевозку нефти и нефтепродуктов из Баку к Волге, Уралу и далее к районам боевых действий и заводам.
По заданию правительства Махачкалинский порт организовал перевозку в Среднюю Азию и Казахстан граждан, эвакуированных из западных областей страны. Одновременно решалась и другая важная задача – вывоз в тыл запасов зерна с Украины, Приазовья и Северного Кавказа. Порт был первым на Каспии, через который перегружалась значительная часть продовольствия.
Так получилось, что к концу лета многие квалифицированные рабочие порта и судоремонтного завода, механизаторы и инженерно-технические работники ушли защищать Родину, а объемы грузооборота росли. Руководство и партийная организация порта обратились к ветеранам-портовикам, находящимся на пенсии, с призывом вернуться на производство. Учитывая важность бесперебойной работы порта для обороны страны, правительство Дагестана в порядке мобилизации направило на работу в порт более 500 человек. Пополнение кадрами происходило в основном за счет молодежи допризывного возраста, на работу также вышли жены портовиков. Они не имели ни опыта, ни навыков. Для них в порту создали курсы — радистов, телефонистов, крановщиков, транспортерщиков и т. д.
Новичков обучали опытные токари Н. Костриков и С. Рясной, слесари К. Чеботарев и И. Мерлинов. Мастер судоремонтного цеха В. Дромашко, несмотря на свой преклонный возраст, сутками не выходил из цеха, передавая свои знания и опыт молодежи. Желание помочь фронту было так велико, что скоро молодые рабочие-комсомольцы стали давать продукции до двух норм в день.
В цехах судоремзавода началось патриотическое движение – работать дополнительно четыре часа в сутки, без оплаты сверхурочных, и каждую смену выполнить производственный план не менее чем на 200 процентов. Движение «двухсотников» стало массовым, портовики активно в него включились. Бригады К. Елисеева, Г. Одинцова, И. Геращенко, Д. Перевалова выполняли сменные задания более чем на 230 процентов. Слесари М. Дзасохов и М. Патланаж в отдельные дни давали до пяти норм. Обязались давать более двух норм и женские бригады грузчиц Е. Полинчук, Н. Дьяченко, Е. Головановой, Е. Моториной и других. За отличные производственные показатели комсомолец-крановщик В. Гомжин был награжден орденом «Знак Почета».
Помощь порта фронту не ограничивалась обеспечением важнейших воинских и народнохозяйственных перевозок. Напряженная военно-политическая обстановка, сложившаяся на побережье Каспийского бассейна, вызвала необходимость привлечь суда «Каспфлота» и «Касптанкера» к участию в переброске и высадке десантных войск на побережье Ирана. Южная группа немецких войск развернула наступление на Северное Причерноморье, в сторону Кавказа, а в Северном Иране заметно активизировалась агентура фашистов. В середине августа 1941 года в Иранском Азербайджане, на южных берегах Каспийского моря, сосредоточились крупные диверсионные и террористические группы гитлеровцев. Их готовили для переброски по воздуху, морем и через сухопутную границу в Советский Азербайджан и Туркменистан. В различных районах Ирана немцы создавали склады оружия и боеприпасов, чтобы в последующем нанести удары по советским промышленным предприятиям и транспортным узлам. По данным советской разведки, только в окрестностях городка Миане уже было заготовлено свыше 500 тонн взрывчатых веществ.
Советское правительство трижды предупреждало правительство Ирана о недопустимости такого положения, но это не давало никаких результатов. Представители фашистской Германии на северо-западе страны вели себя как хозяева. Тогда, используя право, предоставленное статьей 6 договора с Ираном, заключенного в 1921 году, Советское правительство решило ввести временно в целях самообороны в Иран советские войска.
28 сентября, ночью, на Махачкалу были сброшены 15 осколочных авиабомб. Нападению подверглись железнодорожная станция "Махачкала-сортировочная" и стоящие на путях цистерны с горючим.
Для обеспечения противовоздушной обороны важных промышленных объектов, в том числе порта, в Махачкале организовали 41 пост воздушного наблюдения 23-го батальона ВНОС. На случай бомбардировки на территории порта были оборудованы специальные укрытия для людей.
Порт стал одним из главных транспортных узлов, через который бакинская нефть и другие необходимые ресурсы из Закавказья и Средней Азии поступали на фронт. Трудовой героизм работников порта и судоремонтного завода способствовал резкому увеличению всех производственных показателей. А с передовой требовали все новые и новые эшелоны вооружения и боеприпасов.
В ноябре 1941 г. на завод «Двигательстрой» прибыл начальник штаба Закавказского фронта генерал Ф. Толбухин (с 1944 г. маршал Советского Союза). Он договорился с руководством завода №182 о производстве стволов батальонных минометов. В течение одной недели в цехе №11 был освоен выпуск минометов, в качестве заготовок использовались буровые трубы. А в цехе №3 стали отливать мины для минометов. Дорабатывались мины для ротных минометов в порту, на судоремонтном заводе.
Работа порта осложнялась тем, что каждый месяц коллективу приходилось осваивать переработку новых видов грузов, требующих изменения перегрузочных механизмов, новых способов переработки грузов.
Еще летом по решению Совета по эвакуации при СНК СССР через Махачкалинский порт началась перевозка в Среднюю Азию и Казахстан граждан, эвакуированных из западных областей страны. Трудовые коллективы эвакуировались со своими предприятиями – с оборудованием, техникой, станками. На восток через порт следовали также команды призывников для прохождения там военного обучения, учащиеся и сотрудники учебных и научных заведений. Наряду с этим двигался огромный поток беженцев – преимущественно женщины с детьми и старики. Шла массовая эвакуация, а морского транспорта не хватало. Поток пассажиров с каждым днем все возрастал. Морской вокзал, пассажирский причал и пассажирские суда были не в состоянии обеспечить такой объем перевозок людей. Не хватало помещений. Неудовлетворительным было и питание, часто отсутствовала горячая пища.
В Махачкалинском порту в октябре и ноябре количество невывезенных пассажиров стабильно держалось в пределах 40 тысяч человек. Многие из них находились в очень бедственном положении: люди вынуждены были уезжать из дому налегке, без теплых вещей и самого необходимого. С наступлением осени в морских вокзалах стало совсем холодно. А среди беженцев было много детей.
18 ноября 1941 года в Каспийское пароходство поступила телеграмма секретаря ЦК ВКП(б) А. Щербакова, в которой он предложил партийным и хозяйственным организациям морского транспорта срочно принять необходимые меры по улучшению обслуживания пассажиров в портах. Каспийское пароходство приняло экстренные меры, чтобы исправить ситуацию. В первую очередь удалось упорядочить посадку и высадку пассажиров. Помещения морских вокзалов Бакинского и Махачкалинского портов отремонтировали и освободили от посторонних учреждений. При вокзалах и на прилегающих к ним площадях открыли медпункты, столовые, буфеты и кубовые (где круглосуточно выдавали кипяток).
28 ноября 1941 года Совет Народных Комиссаров Дагестана и Обком партии обратились к председателю Совета по эвакуации при СНК СССР Н. Швернику с просьбой учредить в Махачкале эвакопункт с организацией питания за счет государства 10 тысяч человек и оказания им другой помощи (снабжение детей бельем, обувью и одеждой). Просьба дагестанских властей была удовлетворена, и положение эвакуированных несколько улучшилось. Но по-прежнему не хватало для перевозки людей пассажирского и приспособленного для перевозки людей сухогрузного флота. Пароходство вынуждено было для этих целей использовать нефтеналивные суда. Крупные танкеры «ВКП (б)», «А. Жданов» и «Азербайджан» брали на свою палубу по 4500 — 5000 человек. Люди размещались везде, где можно было присесть. Только сравнительная кратковременность перехода через Каспийское море давала возможность людям перенести столь тяжелое плавание. За шесть военных месяцев нефтеналивные суда совершили 27 рейсов и на их палубах перевезли 102799 человек. Если в 1940 году Махачкалинский порт обслужил 26,7 тысяч пассажиров, то в 1941 году было эвакуировано в Среднюю Азию 136,2 тыс. человек, т. е. почти в 4 раза больше. Всего за этот год через порт вывезли 156,2 тыс. человек.
Сравнительно небольшой порт Махачкалы стал первым морским предприятием на Каспии, через который перегружалась значительная часть зерна с Украины, Приазовья и Северного Кавказа. К началу сентября 1941 года в порту уже накопилось столько грузов, что потребовалось специальное решение областного комитета партии по расширению грузовых работ в порту.
Обком обязал начальника Махачкалинского порта М. Фомина к 15 сентября имеющийся парк передвижных и стационарных транспортеров, приспособленных для штучных грузов, переоборудовать под сыпучие грузы, привести в эксплуатационное состояние механический амбар и отремонтировать зерновую норию (зерновой элеватор). Устроили открытую складскую площадку, вмещающую до 600 вагонов зерна насыпью, на хлопковом причале и во дворе дома военизированной охраны. С помощью городских организаций порт подвел на свои причалы самостоятельный силовой электротрансформатор.
Городские организации также выделили материалы для сооружения новых и ремонта старых транспортеров. Порт получил четыре транспортера «Январец» с полным оборудованием и один маневровый паровоз. В конечном итоге, усиление механизации производственных процессов позволило значительно увеличить темпы погрузки зерна, но теперь пароходство не успевало вовремя подавать транспорт: не хватало судов. К середине октября на площадках Махачкалинского порта накопилось 60000 тонн зерна, а железнодорожные эшелоны продолжали интенсивно подвозить из прифронтовых районов зерно.
Государственный Комитет обороны от 16 октября обязал «Каспфлот» ежемесячно вывозить из Махачкалы в Красноводск до 50000 тонн зерна. Для выполнения этого задания местные власти мобилизовали рабочих и служащих организаций, учреждений и предприятий, а также все свободное население города: шла массовая мобилизация на трудовой фронт. Но ситуацию не удалось переломить.
К середине ноября 1941 года количество зерна в порту возросло, и трудности с его переработкой увеличились. Теперь нужно было грузить на суда ежедневно до 4000 тонн. Из прифронтовых районов зерно поступало в открытых вагонах, часто подмоченное, покрытое снегом. Грузчики тщательно зачищали вагоны и выгружали его на брезенты, расстеленные на земле. Отдельно старались складировать разное по качеству зерно. А потом регулярно его сушили, перелопачивая с помощью транспортеров.
Чтобы справиться с резко возросшим потоком грузов, работники порта перешли на скоростные методы обработки судов и вагонов. Благодаря проведенным усовершенствованиям механических транспортеров и элеваторов, уменьшились простои судов под грузовыми операциями. К концу ноября, наконец, все зерно из Махачкалы перевезли в Красноводский порт. Ответственное задание ГКО было выполнено.
В первый год войны общий грузооборот порта составил 436,4 тыс. тонн и превысил довоенный 1940 год на 80 тысяч тонн. В 1941 году досрочно обработано более 200 судов. Портовики добились заметных успехов и при обработке вагонов. Если в 1940 году обработали 19530, то в 1941-м — 25650 вагонов и больше половины из них выгрузили досрочно.
Если суммарный грузооборот порта в 1940 году составил 5,5 млн тонн, то за 1941 год грузооборот вырос на 22 процента. Пассажирские перевозки увеличились в три раза.
(Продолжение следует).
Алик АБДУЛГАМИДОВ,
помощник генерального
директора Махачкалинского
морского порта