В свой последний поход в театр я оказалась в искреннем замешательстве, увидев огромное количество девушек в джинсах. Почему джинсы? Почему хотя бы не захудалая однотонная юбка или простое офисное платье? Задавшись этими вопросами в блоге и получив немало комментариев на них, я ушла в еще большие дебри психоанализа джинсового наряда в театре.
Сразу разъясним, что речь идет о классической постановке, концерте или опере. На авангардную постановку в театр-подвал, где, например, зрители сидят на сцене, а актеры играют среди рядов (приходилось бывать на такой) можно надеть и джинсы. Еще джинсы можно надеть на современный концерт на открытой летней площадке. Будем говорить о том, что обычно понимают под словом «театр».
Многие считают, как выяснилось из комментариев в соцсетях, джинсы в театре от того, что для людей это уже не такое эпическое событие, «как раньше», не «выход в свет». Ну, во-первых, если не событие, то зачем на него ходить? И если это не выход в свет, то выход куда? Это просто некультурно идти в театр в джинсах, что бы там для вас этот поход ни значил.
Для меня, например, поездка на пляж — это большой праздник, а свадьба троюродного племянника двоюродной сестры бабушки — нет. Так что же мне сделать, надеть на пляж свои самые крупные бриллианты и платье грандсуар, а на свадьбу — сланцы и тельняшку?
Дело не в каких-то конкретных элементах костюма, как платье или юбка: модные сейчас широкие от бедра брюки из струящейся ткани или классический брючный костюм с правильным верхом и украшениями — всё это тоже к месту. Не к месту сарафаны в цветочек из штапеля или юбки в стиле бохо.
И все же, когда я вижу женщин, преимущественно старшей категории, в этих сарафанах в представительном месте, я думаю о том, что у них просто нет вечернего наряда или хотя бы лаконичного офисного платья. Хотя это очень тяжело предположить, но допустимо. И они надели из того, что было, то, что наиболее верно могло бы показать их уважение к месту, в которое они идут.
Но в бедность девушек в джинсах я не верю. Потому что для свадьбы троюродного племянника двоюродной сестры брата бабушки они обязательно найдут платье, и такое, которое затмит наряды светских дам в парижской Гранд- опере. Никто не заставляет работающую в офисе девушку надевать вечернее платье или переодеваться в театре, но черную юбку и блузку может себе позволить любая.
Однако все перечисленные случаи не смертельны, если вы нормальный человек. Например, приехали на один день в столицу и вдруг узнали о спектакле, который давно хотели посмотреть, и здесь выбор между тем, идти в том, в чем есть, или не стоит. Идти. И если вы ходили в театр в джинсах без этих экстремальных ситуаций, то никто вас не приговаривает к казни через повешение. Просто больше так не ходите.
Бытующее мнение о том, что «люди приходят посмотреть постановку, а не наряды показать», я комментировать не стану. Советую тем, кто так думает, почитать о правилах театрального этикета и дресс-кода, чтобы не выглядеть глупо в представительном месте и не оправдывать отсутствие чувства такта своим большим внутренним миром. Покажите свой большой внутренний мир в манерах, поведении и костюме.
Ситуация в театре или другом, требующем особого дресс-кода, месте парадоксальна, потому что у большинства наших землячек есть одно высокое достоинство — выглядеть презентабельно в любом месте: в булочной, на продуктовом рынке в утро выходного дня или даже на пляже!
Рынок в южном городе может стать вдохновением для любого художника. В утро воскресенья женщины совершают покупки в норковых шубах до пят, точно дворянки, которые просто не доверяют финансы своим крепостным. Бывает и такое (я наблюдала 2 раза), что шуба до пят сочетается с тапочками. Да-да, с обычными такими тапочками. Ведь какая разница, что там, на пятках, если сверху — шуба?! На руках — перстни с бриллиантами. И здесь нужно быть сумасшедшим, чтобы посягать на это право дагестанки, ведь золото и бриллианты буквально неразделимы с их владелицами.
Но это уже часть национальной особенности, не требующая даже осмысления ее носительниц, а по-настоящему достойную задачку городская горянка находит в случае, если на работе существует дресс-код или даже униформа. Нашу песню не задушишь, не убьешь, ведь всегда можно надеть 15-сантиметровые каблуки. Наблюдая, как на таких каблуках официантки с тяжелыми подносами штурмуют лестницы и залы, я могу только аплодировать такой стойкости духа и верности своим принципам.
Другое вдохновение для художника и место стыда для меня — салон красоты. Я отношусь к категории девушек, которые приходят в салон, чтобы сделать маникюр или оздоровить кожу в джинсах и футболке, с минимальным мейкапом или вовсе без него. А встречаюсь там с другой категорией девушек, которые приходят в салон так, будто они уже провели в нем весь день и воспользовались всей представленной линейкой услуг. И кода вторая категория значительно превышает по численности первую, первая начинает чувствовать себя так, будто она пришла в джинсах в театр!
Я сказала о высоком достоинстве совершенно серьезно, без сарказма: достойно — выглядеть ярко, женственно, достойно — считать удобным платье, а не джинсы, заправленные в сапоги. Мотив прекрасный, и он может быть примером для подражания всего мира. А вот выбранные способы и формы — не очень. Если помнить о месте и времени, смотреть на собственный наряд с точки зрения простой, подвластной женскому уму, логике, можно выйти за пределы «правил игры» провинциальной моды и при этом сохранить национальную черту – помнить о своей миссии красоты в разных жизненных ситуациях.