Более 40 профессиональных художников и самодеятельных авторов, рисующих в стиле дудлинг, представили свои работы на выставке, которая открылась 29 апреля в Центре этнической культуры в Махачкале. Идея собрать таких разных, но при этом талантливых людей пришла на ум одному из представителей молодежи Муслиму Гасанову. Присутствовать на открытии выставки он не смог по причине отъезда.
Несмотря на огромное количество желающих принять участие в этой выставке, только 43 авторам удалось продемонстрировать свои картины. Как оказалось, работы принимались даже за несколько часов до открытия. Всего 135 картин, каждая из которых выполнена обычной шариковой ручкой.
«Наверное, нет ни одного человека, который не создал бы работу в этой технике. С самого детства каждый из нас рисовал на полях своих тетрадей каракули. Это и есть дудлинг, то есть интуитивная работа, где автор творит свободно и легко, не подчиняясь никаким правилам. Линии, пятна могут повторяться непроизвольно, независимо от законов композиции. А вот интересный факт: студенты, рисующие на лекциях, воспринимают и запоминают информацию на 30 процентов больше, чем те, которые слушают, не отвлекаясь. Возможно, потому во время деловых переговоров по телефону люди автоматически рисуют каракули (в переводе с древнего тюркского «кара» означает «черная», «кули» – «рука»)», – говорит куратор проекта Патимат Гусейнова.
Такие работы часто удивляют зрителей своей непосредственностью с одной стороны и смысловой нагрузкой — с другой. Один из художников Магомед Сагидаев выставил 12 работ. Хотя, признается автор, картин у него намного больше. «Я просто рисовал в питерском метро, так как в дороге проводил очень много времени. Потом стал выкладывать работы в «Фейсбуке». Спустя некоторое время, куратор проекта увидела мою страницу в соцсети и написала мне. Так уж совпало, что я приехал в Махачкалу и смог показать здесь свои работы», – рассказывает молодой человек.
Среди работ Сагидаева особое внимание привлекает картина с изображением бабушки с ребенком на руках. В одеянии старушки отчетливо виднеются черты женского лица. «Бабушка в семье – это всегда главный защитник, она всех опекает, – говорит художник. – Картина показывает, как дети растут и уходят из-под крыла бабушки, матери. А светлые моменты, которые она в жизни пережила, исчезают во времени и на их месте появляется пустота».
Работы авторов нашли большой отклик не только среди дагестанской молодежи, но и у представителей старшего поколения. Увидеть своими глазами картины, которые начинаются на полях тетрадей, смогла самая разнообразная публика. Среди зрителей – друзья художников и те, кто просто заинтересовался работами, выполненными таким стилем. Каждая из картин – это маленькая история и заложенный в нее большой смысл. Художники говорят, что это не просто каракули, а способ выплеснуть свои эмоции.