Традиционная одежда народов Дагестана всегда отличалась разнообразием, особенно женская. Она раскрывала мировоззренческие и религиозные ценности, а также говорила об индивидуальности каждого народа.
У мужчин-горцев было два комплекта одежды: походный и парадный. Походный включал в себя башлык, бурку и папаху. А парадный состоял из черкески, бешмета, рубахи, широких штанов, ноговиц, выходной обуви из кожи. Завершался комплект поясом с кинжалом и папахой.
В течение долгого времени одежда менялась, её дополняли либо новые яркие украшения, либо вплетались необыкновенные узоры. Во время Гражданской войны поступление фабричной ткани прекратилось, но потом с тканью стала поступать и готовая одежда. Костюм городского типа со временем вытеснил народную одежду. И что мы имеем сейчас?
Раньше одежда говорила об индивидуальности, а сейчас мы ходим все как под копирку. Любая модная новинка, сошедшая с подиума, тут же тиражируется в неимоверных количествах. Мы все забыли о нашей истории и ходим в одежде, которую нам поставляет современная индустрия. Неужели не осталось чего-то своего?
Я провела небольшой социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что большая часть молодежи считает национальную одежду некомфортной для жизни в современном обществе. Им удобнее носить джинсы и футболки. Но нашлись и те, кто думает иначе: национальную одежду стоит носить потому, что она напоминает нам о наших корнях. Кроме того, такой вид одежды очень скромный и позволил бы нашим девушкам приблизиться к образу настоящей горянки, а мужчине стать горцем, не забывая о самом главном — своём внутреннем мире и горской чести.
Мнение взрослой части опрошенных сошлось в том, что национальную одежду носить стоит. Ведь платок — это самый важный атрибут национальной одежды и весьма украшает девушку.
Очень хочется, чтобы люди задумались: вместе с традиционной одеждой мы теряем свою индивидуальность, историю народа.
Хадижа Алишейхова