Он выходил на ринг с переломанной кистью и продолжал бой с сотрясением мозга. Надыр Гаджиев, человек с железной волей и множеством наград, чемпион Европы и призер чемпионата мира по тайскому боксу и К-1, полуфиналист «Кубка Татнефть-2016» (и мы верим, что совсем скоро он пробьется в финал), побывал в гостях у «МД».
– Записаться в секцию тайского бокса, такого сурового вида спорта, – это самостоятельное решение или посоветовал кто из старших?
– Самостоятельное. И, как показала практика, я со своим выбором не прогадал: уже после двух месяцев тренировок занял третье место на чемпионате Дагестана. Так я и понял, что тайский бокс – это мое.
– Как отнеслись к твоему выбору родители?
– В дагестанских семьях обычно мама против, а отец – за. У меня оба были против (улыбается). Отец настаивал: «Занимайся учебой». Поэтому я какое-то время ходил на тренировки втайне от него. Но когда у меня появились результаты, он, видимо, понял, что тайский бокс для меня больше, чем просто увлечение. Так что, он сменил свою позицию на: «Ни в коем случае не бросай тренировки».
– А мама?
– Мама по-прежнему говорит, что мне с этим делом пора завязывать, мол, за эти годы столько травм наполучал, сколько можно.
– Травм действительно было много?
– Да, я руки и ноги раз десять ломал.
– Нехило тебе досталось.
– Дело в том, что раньше я выступал в весовой категории до 75 кг и мне часто приходилось гонять вес. Из-за этого кости становятся более хрупкими: неудачный удар — и привет, перелом. Но теперь я перебрался в абсолютку и чувствую себя гораздо лучше.
– С травмой выступать приходилось?
– И не один раз. Помню, в 2012-м вышел на финальный бой с переломом кисти. Я повредил ее в полуфинале, в бою с казахом. Мне наложили гипс, всё как положено. Но побиться-то за золотую медаль хочется. Гипс я снял, в руку укол новокаина сделал и вышел на ринг. К сожалению, действие обезболивающего после первого раунда прекратилось, и во втором я поврежденную руку даже поднять не мог, не то что удары ею наносить. Пришлось сняться с поединка. Но первый раунд я выиграл (улыбается).
– А как тренер отнесся к твоему решению бороться с такой травмой?
– Он меня на ринг и погнал (смеется). Тренер у меня боевой.
– Но ведь порой подобная храбрость со стороны спортсмена заканчивается для него очень печально.
– Это правда. Если чувствуешь себя плохо, лучше не выходить на ринг. Профессиональный спортсмен обязан прислушиваться к собственному организму. Тем более если это боец, выступающий в абсолютке — у нас очень мощные удары. В принципе, большинство боев одним ударом и решаются. Бабах – и человек падает. А представляешь себе, если такой удар наносят тому, у кого и так травма? Можно нанести очень тяжелые повреждения.
– Тебя самого в нокаут не отправляли?
– Как-то раз побывал в непродолжительном нокауте. В 2013-м, на чемпионате в Бразилии: в первом бою я явно лидировал по очкам и к последнему раунду расслабился. Чего делать, естественно, было нельзя. Я пропустил мощный боковой через руку. Сел, но быстро вернулся в стойку. Бой-то я выиграл, но, к сожалению, в момент удара получил сотрясение мозга. Провел второй поединок, но перед третьим почувствовал себя плохо. Тренер снял меня с соревнований. После этого случая я очень долго не выходил на ринг.
– Сколько боев провел на профессиональном ринге?
– Пять.
– Во всех победил?
– По статистике нет, по ощущениям – да.
– Объясни.
– Первый мой профессиональный бой проходил в Москве, и там меня откровенно засудили. В «Ютубе» этот бой можно найти под названием «Судью на мыло». Так что, официально у меня есть одно поражение, но лично я считаю, что в том поединке я победил.
– Можешь представить себя провокатором вроде Конора Макгрегора?
– Нет, такого точно никогда не будет.
– Очевидно, провоцируя соперников, он сам заряжается на драку. А ты как настраиваешься на бой?
– Да с моим тренером сложно не настроиться. Он меня к бою очень хорошо готовит.
– Мотивационную речь толкает?
– Да какая там речь, иногда даже бьет (смеется). А во время поединка, даже если я выигрываю, кричит: «А ну боксируй лучше, проигрываешь же!» Не дает расслабиться.
– Приезжая из разных стран, что обычно привозишь с собой, помимо медалей?
– То, что родные попросили (улыбается). На соревнования всегда с целым списком уезжаю. Одному кроссовки привезти, другому — шорты, третьему – перчатки. Весело, в общем. Иногда говорю: «Ребята, вы извините, конечно, но я на чемпионат мира еду, а не на заработки». Но когда есть возможность что-то привезти, привожу, конечно.
– Ближайшие планы?
– Скоро мне предстоит драться в полуфинале «Кубка Татнефть». Планирую подготовиться к этому бою в Нидерландах, там много сильных спарринг-партнеров.
Руслан Бакидов