О том, как «наследие» может ударить по стереотипам, о спонтанной постановке «Предложение руки и сердца на стенах крепости», о том, как не запятнать себя, оказавшись в политике, и о другом рассказал в своем интервью нашей газете соучредитель дагестанской общественной организации «Ассамблея развития гражданского общества», депутат Народного Собрания Республики Дагестан Тимур Гусаев.
«Кавказ: наследие»
Информацию о мероприятии распространяли как только могли. Использовали социальные сети, делали электронную рассылку и даже письма направили в ведомства, занимающиеся молодежной политикой в субъектах страны. На местном уровне нам помогали почти все профильные ведомства и организации. Было желание привлечь к участию большее количество участников из разных уголков страны. Акцент делался именно на расширение географии, ведь одна из основных целей — это сломать стереотипы о Кавказе, и тут география очень важна.
Результаты не заставили себя ждать, списки участников пополнялись регистрирующимися почти каждый день. Также одной из целей было наладить горизонтальные связи с участниками, которые впоследствии помогут организовывать совместные проекты и выстраивать работу с этими молодыми людьми. Поэтому мы в том числе искали людей, которые станут своего рода ретрансляторами того, что они здесь увидят, а не просто желающих приехать потусить. Так и получилось, информация на всем протяжении работы форума находилась в топе новостей, потому что среди участников были пишущие ребята, параллельно сбрасывавшие материалы, и уже в других субъектах выходили статьи.
Бла-бла-кар, или Сесть в «КамАЗ» к двум дагестанцам
Так получилось, что у некоторых участников стереотипы начали ломаться уже по пути к нам. На большинство молодежных форумов, таких как «Машук», «Территория смыслов» и другие, ребят обычно командируют с оплатой и прочим. У нас большинство участников добирались сами и совершенно разными способами. Как, например, девушка, которая, воодушевившись стесненностью средств, решила добраться на бла-бла-каре, не побоявшись сесть в «КамАЗ» к двум дагестанцам, и проделала путь в несколько суток до Махачкалы. Как не сказать, что это история, совершенно разрушающая стереотипы?
К слову отмечу, что из Центральной России к нам не боялись приехать именно девушки. Многих не пускали родители, как, например, рассказывала одна из участниц: «По случаю поездки к вам у меня было два крика. Первый – мой, когда я узнала, что меня отобрали, второй — моего отца, когда он узнал, куда я еду».
Большинство действительно боялось, потому что о Дагестане распространяется в основном негативная информация. Думаю, теперь эти ребята после знакомства с Кавказом будут рассказывать своим близким совершенно другое — не только о том, как тут красиво и сколько исторических мест, но и какие у нас хорошие люди.
О самом мероприятии скажу: всё получилось. Многие удивлялись, что с момента первой рассылки о предстоящем форуме не изменилось ни одной строки в заявленной программе мероприятий. Обычно бывают какие-то заминки, но у нас всё, на удивление, прошло гладко. Мы разместились под Избербашем, в Детском оздоровительном лагере «Ласточка», но, признаться, эта «локация» была перевалочным пунктом для наших гостей. Программа «наследия» была настолько насыщенна поездками, что основательно привыкнуть к одному месту не представлялось возможным.
Запоминающимся моментом на форуме стал обряд похищения невесты, который мы спонтанно организовали по просьбе одного из участников. Гость из Татарстана Динар решил сделать предложение своей девушке Диане во время нашей экскурсии в самый древний город России — Дербент. Ничего не подозревающую девушку в один из моментов посещения крепости мы похитили, накинув на нее бурку. Естественно, не для заточения, а просто чтобы доставить в целости и сохранности на так называемый язычок Нарын–Калы, где ее ожидал Динар. Молодой человек преподнес девушке в подарок изготовленное собственноручно на мастер-классе «Аул мастеров» кольцо и предложил руку и сердце. Избранница, на радость всем участникам и зрителям действа, приняла предложение.
Не верю в голый энтузиазм
Несмотря на то, что «политика – грязное дело, и в нее не идут порядочные люди», мне кажется, многое зависит от самого человека. У меня есть определенные принципы, которым хочется следовать, но я ни от чего не зарекаюсь. Вообще, мне кажется, надо искать золотую середину.
Я не верю в альтруизм и голый энтузиазм. Делая что-то для людей и общества, каждый имеет параллельно и свои цели. И это нормально, на мой взгляд. Такие люди, как Ганди и Мандела, остались в памяти и книгах.
Если в системе что-то делается неправильно, если в ней есть ошибки, то влиять на это можно как снаружи, так и изнутри. Радикально менять систему, как те же самые Ганди и Мандела, я лично не готов. Я к таким себя не отношу.
Не кляузники и не стукачи
Многие проблемы вокруг нас не перестают быть таковыми из-за того, что люди не знают и не пользуются своими правами. И даже при нарушении их прав не обращаются в компетентные органы.
У меня есть приятель из Кизилюрта Алисултан. Не вдаваясь в подробности, скажу, что он в свои почти 40 лет занимается совершенно непопулярным занятием — пишет жалобы на различные общественные нарушения, попирание прав человека и прочее. Его уже даже среди родственников прозвали кляузником.
Так вот приходит он в пенсионный фонд по вопросу и наблюдает очередь из 20 человек, ожидающих приема в одном обслуживающем окне. Все возмущаются, высказывают недовольства по этому поводу, но ситуация, естественно, не меняется. И тогда Алисултан говорит: «Слушайте, я на «горячую линию» собираюсь звонить, одно окно работает — нас тут 20 человек, может, кто еще поддержит…» И тишина. То есть возмущаться все горазды, а донести возмущение до компетентного адресата — некому.
Алисултан позвонил, его приняли и решили вопрос. Только потом к нему подходит женщина и просит номер «горячей линии».
Как один из выходов мы выбрали гражданское и правовое просвещение. Создали для этого одну из первых площадок такого рода: ПДГУ – проект Дагестанский гражданский университет. Приглашали серьезных экспертов для обсуждения насущных вопросов построения гражданского общества, основанного на демократических принципах в дагестанском обществе. Думаю, всё это не прошло впустую. Как минимум, многие известные сегодня в поле активной общественной деятельности имена зазвучали впервые именно на этих встречах.
Необходимо продолжать работу в этой сфере, доносить до людей их права и обязанности, поскольку, повторюсь, многие проблемы — от незнания элементарных прав. Один из самых ярких примеров — ситуация на наших дорогах.