В 2020 году в запрещенной сети появилась страница женского дагестанского IT-сообщества Fem Seagulls. Админы врывались в ленты подписчиков яркими картинками и юмористическим IT-ликбезом. Специалисты в этой сфере очень востребованы. «Молодёжка» не мудрствуя лукаво решила узнать у основательниц сообщества, чего ожидать стремящимся в IT новичкам, о чём нельзя говорить на собеседованиях и почему эта профессия как нельзя лучше подходит для дагестанок.
«Каждая уважающая себя студентка филфака не раз задавалась вопросом: на кой чёрт я сюда поступила? И не только филфак. Что делать и как быть, если за спиной вышка, а работать теперь хочется совсем в другой области – в ай-ти?»
– так начинается одна из публикаций сообщества. Публикация не врёт.
Поэтому сейчас так популярны онлайн-курсы, в том числе по IT…
Важное качество
Женское дагестанское IT-сообщество помогает начинающим айтишницам найти работу, делится знаниями, отвечает на вопросы… Эти и другие услуги, как указано на сайте сообщества, предоставляются «за бисмилля, лайки и репосты» их постов в соцсетях.
– В последнее время мы не так активны в соцсетях сообщества, создалось ощущение, что мы написали всё, что могли. Рассказали про профессии, вузы, об основных понятиях в программировании, даже написали какие-то гайды: хочешь стать Android-разработчиком – вот тебе карта развития. Создали чат сообщества. Если есть вопросы, спрашивайте, мы всегда отвечаем, помогаем. Сейчас мы ориентированы на проведение митапов. Один митап у нас уже был, надеемся, в этом году тоже получится, – рассказали админы соцсетей и одни из основательниц сообщества андроид-разработчица Айшат из компании «Билайн» и проджект-менеджер Патя Магомедханова, которая ранее работала в Университете Иннополис.
Немало девушек получили поддержку сообщества, одна из них Тамара – тоже наша собеседница.
– Вот у Тамары, например, не было профильного образования, она вообще не шарила в программировании. Училась в политехе на экономиста, решила стать фронтендером. Тамара – человек, который смог без профильного факультета. Она очень много сил вложила в самообразование, хваталась за любой опыт, чтобы было что в резюме написать. Тома два года проходила собеседования, искала работу и вот работает в иннотехе, – рассказала Патя.
– Советуете ли вы поступать на профильные факультеты тем, кто решил поменять профессию и уйти в айти?
– Обычно мы советуем поступать выпускникам средней школы, но если ты обучился на другую специальность, то это – не катастрофа, – ответила Айшат.
– Как таким новообращающимся действовать, чтобы получилось?
– Очень многие люди, которые говорят «я хочу в ай-ти», даже не представляют, что это такое. Они просто знают, что там платят, думают, что ты там такой модненький приходишь в клетчатой рубашке, пьёшь смузи… Сначала ты должен знать, какие бывают специальности в ай-ти, понять, что из этого тебе ближе. Может быть, ты творческий, любишь рисовать – тебе лучше в дизайн. Может, ты хочешь писать код. Может, твоя душа больше лежит к тестированию. Варианты есть разные. Потом, исходя из того, какую специальность ты выбрал, ты смотришь, какие языки программирования там используются, изучаешь базу Computer Science…
Дальше уже ты обучаешься этому всему сам, с ментором или на курсах, делаешь пет-проекты, ищешь работу.
– Новичкам сложно трудоустроиться?
– Момент с поиском работы, – говорит Айшат, – очень сильно затягивается. Потому что таких, которые хотят в ай-ти, очень много. Мидлов (средние специалисты с достаточным опытом) и сеньоров (профессионалы) очень мало, их меньше, чем вакансий, их все хотят, у них высокие зарплаты. Но при этом джунов (новички) гораздо больше, чем нужно рынку, соответственно, очень сильно повышаются требования. Очень тяжело искать работу, когда у тебя нет никакого опыта. У новичков конкуренция большая. Поэтому не нужно увольняться с работы и сломя голову бросаться в новое. Спокойненько учишь, развиваешься, ищешь работу и готовишься к тому, что искать ты её будешь долго. Ты должен бегать по собеседованиям, подаваться на всякие стажировки, следить за вакансиями. Если ты этого не делаешь, тебя никто такого красивого, хорошего на работу не возьмёт.
Не бойко, не молчаливо
Некоторые наши собеседницы в компаниях, где они работали/работают, проводили собеседования совместно с эйчарами. Самая банальная причина, которая может оттолкнуть работодателей, по их словам, это частая смена компаний, в которых претендент на вакансию успел поработать всего лишь несколько месяцев. У такого человека, считают основательницы IT-сообщества, либо «очень плохие софт-скиллы, и поэтому его увольняют, либо он вообще никакой как работник, и его увольняют, либо он сам увольняется».
– Если я спрашиваю человека, почему он ушёл из той компании, хочет поменять работу, я могу принять любой ответ, потому что самое главное – честно ответить. Кто-то говорит, что зарплату не повышают, я считаю, что это – ок. Кто-то говорит, что устал от проекта – тоже окей. Очень не приветствуется, когда человек начинает хаять своё предыдущее место работы. Еще я интересуюсь, были ли у него конфликтные ситуации с прошлой командой, как он из них выходил, делаю это для того, чтобы оценить, как он взаимодействует с людьми. Могу спросить: «Если ты считаешь, что правильнее сделать так, а твой начальник считает, что нужно вот так, как ты поступишь?» Таким образом я пытаюсь понять, как он отстаивает своё мнение, – поделилась Патя.
Слишком бойкое поведение на собеседовании, по словам девушек-айтишниц, тоже не приветствуется. Не стоит быть и слишком молчаливым, таким, «из которого и слова о себе не вытянешь».
Муж отпустит
Дагестан, отметила Патя, самый развитый в ай-ти на всем Северном Кавказе. Но зарплаты в местных компаниях, по словам собеседниц, в республике «очень маленькие по рынку».
– Я могу сказать на примере тестеров одной из крупных дагестанских компаний. Сейчас стажеры там получают 30 тыс. рублей, джуны – от 30 до 80, мидлы – плюс-минус от 80 до 120 тысяч в зависимости от навыков, сеньоры – выше 120, – сказала Амина Муртазалиева, которая работает тестировщиком в ВК.
– Это, наверное, – вмешалась Патя, – единственная компания, которая платит относительно всего Дагестана хорошо.
– Зачем работать, пусть даже за 150 тысяч, в Дагестане, – считает Айшат, – если ты опытный разработчик, когда ты можешь работать в какой-нибудь большой компании за 300 и больше? И при этом тебе никуда переезжать не нужно, ты можешь работать удаленно, находясь у себя в республике.
Большая часть айтишников, которых знают наши собеседницы, уехали из Дагестана, многие из оставшихся работают удаленно на компании, находящиеся вне республики.
– Даже в нашем сообществе одних девочек, которые уехали, более 10, – сказала Айшат.
Среди российских крупных компаний, куда стремятся айтишники, девушки перечислили «Яндекс», «Авито», «Озон», Сбербанк, «Тинькофф», ВК и др. По их словам, очень сложно пройти собеседование в «Яндекс».
– Куда бы вы посоветовали поступить своим детям, если бы они решили связать себя с ай-ти?
– Не в Дагестан. Мы всегда говорим девочкам «поступайте в московские вузы». Я понимаю, не всех отпустят, не у всех есть деньги и возможности, но если есть, то всегда лучше поступать за пределами Дагестана. Вузы должны выполнять задачу профессиональной социализации студентов, в дагестанских вузах с этим слабовато, – говорят основательницы женского IT-сообщества.
Если преодолеть страх, если есть желание, говорят они, то это удобная профессия для дагестанских женщин.
– Ты не хочешь никуда уезжать – не надо, ты не хочешь вести соцсети – тем более не надо, вообще никому это не нужно. Если тебе муж или родители запрещают общаться с кем-то по работе – тоже не надо, сиди дома. Ты можешь вести устраивающую тебя домашнюю жизнь и при этом работать, зарабатывать, развиваться профессионально, – подытожили собеседницы.
Амина Магомедова