Руслан Бакидов
Рамазан Эмеев, экс-чемпион М-1 в среднем весе, успевший пошуметь и в UFC, один из самых узнаваемых в Дагестане бойцов ММА. В профи он дебютировал еще в 2009-м, а в 2017-м прописался в самом раскрученном промоушене мира. Провел восемь боев (пять побед и три поражения), после чего с ним был неожиданно расторгнут контракт. Рамазан взял паузу в карьере, растянувшуюся на два года, но в июне наконец провел бой в АСА против Владимира Васильева и победил единогласным судейским решением. Когда он выйдет в клетку в следующий раз – пока неизвестно, но сам спортсмен обещает, что в этот раз ждать его появления два года не придется.
«Все гоняли, и я гонял»
– Что бы ты изменил в своих тренировках, в стиле боя или медийной активности, если бы выступал в UFC сейчас?
– Не стал бы спускаться в полусредний дивизион. Сгонка веса давалась тяжело, я плохо себя чувствовал. Не контролировал происходящее в клетке в той мере, в какой мне хотелось. И хоть в среднем весе в UFC парни крупнее меня, я знаю, что не уступаю им ни в физике, ни в скорости. Свой первый бой в UFC я провел в привычном среднем весе. Победил Сэма Алви и оказался на 16-й позиции рейтинга. Еще одна победа — и я бы залетел в топ.
– А чего решил гонять до 77 кг?
– Да все гоняли, и я гонял (смеется). В UFC ребята моих габаритов обычно в полусреднем и выступают. Но это не мой вес. Чувствовал себя некомфортно. Всякий раз выступал хуже, чем планировал, и думал: «Ничего, в следующий раз все получится». Самообманом занимался.
– А стал бы более активным в медийном плане?
– Нет, это немного не мое. Не думаю, что это очень важный момент. Кажется, его переоценивают. Например, Анкалаев не особо медийный, и это ему не мешает.
– Так ему все титульник не дают.
– Мне кажется, тут другая история. В UFC уже есть один чемпион из России, не хотят, чтобы второй появился. Я заметил, там не очень любят, когда у одной страны больше одного чемпионского пояса. Если речь не о США, конечно. Но деваться боссам UFC скоро будет некуда. Анкалаев убирает всех со своего пути. Скоро останется только чемпион. И куда им деваться?
– Наверняка обсуждал этот момент с Магомедом. Он не нервничает, что его так долго не подпускают к титульному поединку?
– Он спокоен. Титул от него никуда не денется. А учитывая, как он всех методично побеждает, то, став чемпионом, он надолго сохранит пояс у себя. Два-три года будет доминировать в дивизионе.
– Если Перейра сохранит чемпионский пояс и не уйдет в другой вес, чем он сможет удивить Магомеда в их противостоянии?
– Ну, в борьбе-то он его ничем не удивит. Что касается стойки… ну да, у него мощный удар, но Мага гораздо быстрее него. Не думаю, что Перейра по нему попадет.
«Словил дежавю»
– Ты не дрался с 2022-го. Чем был вызван такой перерыв? Сам-то ожидал, что пауза в карьере окажется такой длинной?
– Я понимал, что не сразу вернусь в дело после увольнения из UFC. Накопились травмы, нужно было подлечиться. Не успел и глазом моргнуть – два года прошло.
– Знакомые часто дергали: «Когда дерешься, Рамазан?»
– Стабильный вопрос: «Когда бой?» Это была привычная тема, и я не злился на этот вопрос.
– Почему все-таки АСА? И были ли предложения от других организаций?
– Был разговор с RCC. Но они предлагали выступать в 77 кг. Я сказал, что ниже 80 кг опускаться не собираюсь. Но им нужен был боец именно в полусреднем весе. А насчет АСА – я посчитал, что мне там будет комфортнее всего. Я хорошо знаю руководство этой организации, они мне как старшие братья, я им доверяю.
– Сравни свои ощущения от дебютов в UFC и АСА. С одной стороны – лучшая лига мира, с другой – возвращение в клетку после длительного перерыва.
– Можно сказать, я поймал дежавю. Смесь волнения и радости. Пожалуй, сейчас для меня было победить даже важнее, чем в дебютной схватке в UFC. Наверное, потому что последний бой я проиграл, хотелось закрыть это поражение. Настраивался финишировать соперника, но не вышло. Но я его передышал, для меня это тоже важно. Сопернику — 24, мне — 37, и все равно я оказался выносливее. Это психологически важный момент.
– Есть конкретика по следующему бою?
– Пока нет. Но как только определюсь с датой, мне и соперника подберут.
– В этот раз же не придется ждать твоего возвращения два года?
– Нет-нет (смеется). До Уразы точно подерусь.
– Чувствуешь влияние возраста?
– Да. Понимаешь, что нужно больше отдыха после боя, чем раньше. Когда молодой был, мог бешеный темп выдерживать. Сейчас организм уже по-другому реагирует на нагрузки. Пришел с тренировки, принял витамины, поспал. Плюс нахожусь в постоянном контакте с врачами. Сейчас лучше не игнорировать их замечания вроде: «Рамазан, у тебя холестерин подскочил» или: «Не трожь колено, ему теперь две недели нужен покой» (смеется).
«Рубиться со своим другом кто захочет?»
– У тебя есть в планах стать чемпионом АСА?
– Любой боец стремится завладеть титулом. Но нынешний чемпион АСА в среднем весе Магомедрасул Гасанов мне как брат. В начале его карьеры я давал ему много советов, помогал ему развиваться как бойцу. И пока у меня нет желания с ним драться. Да и он не горит желанием выходить в клетку против меня. Это сложный момент. Рубиться со своим другом кто захочет? К тому же у АСА большой ростер. Я не могу перепрыгнуть тех, кто дольше меня идет к чемпионскому бою. Есть парни, которые выиграли уже несколько боев подряд и ждут своего титульного шанса. Будет неправильно, если я постараюсь выехать за счет своего бэкграунда и требовать титульный поединок в ближайшее время. Мне нужно провести еще несколько боев, прочувствовать клетку, после этого и буду думать о чемпионстве. А пока за титул пусть бьются другие бойцы. Те, кто заслужил этого больше.
– Мы уже видели лучшую форму Эмеева, твой пик пройден или ты еще способен удивить?
– Я верю, что любой боец может достигнуть своей лучшей формы хоть в 37, хоть в 40 лет. Главное – чтобы голод был. Голод – вот что двигает спортсменом. В начале карьеры я голодный был. Даже если в бою уставал смертельно, все равно нападал. И пока после первого боя в АСА я не испытываю того же голода, что раньше. Но аппетит приходит во время еды. Проведу еще один поединок, и голод должен проснуться. Но если этого не произойдет, надо будет призадуматься: а стоит ли выступать дальше?
– Сравнивая те времена, когда ты выступал в М-1, и нынешние, что изменилось в ММА?
– Раньше бои ценились как вид спорта. Сейчас хайпового момента много. Болтовни стало больше. Бойцы постоянно оскорбляют друг друга, а народу это нравится. Наверное, потому что ярких боев они уже насмотрелись и теперь хотят чего-то еще, помимо самих схваток. Скандалов, разборок, такой вот суеты.
– Можешь представить себя тренером?
– Тренерская деятельность очень трудная. Ученики часто бывают неблагодарными. Такого благодарного ученика, как я, у меня не будет наверное (смеется). Многие бойцы легко покидают команду, в которой ему все дали. Если ты в своем зале стал чемпионом, если сделал себе имя, уходить в другой зал, пусть там даже лучше условия, неправильно, на мой взгляд. Но такое случается довольно часто. Когда я повешу перчатки на гвоздь, я наверняка буду приходить в зал просто помогать пацанам. Буду давать какие-то советы по карьере, питанию, показывать различные приемы. Но вот становиться полноценным тренером – таких мыслей у меня пока не было. При этом я уверен, что могу стать хорошим тренером.
– Ну, значит, если к этой мысли все-таки придешь, с тебя чемпион какой-нибудь лиги.
– Это железно!
– Оглядываясь назад, можешь сказать, что доволен тем, как сложилась твоя карьера?
– Еще бы! Я и чемпионом был, и увольняли меня, через все прошел. Как можно быть недовольным такой карьерой?