Апанди Магомедов, известный художник Дагестана, отмечает свой юбилей, как и положено настоящему художнику — выставкой.
И хотя в названии значится «юбилейная ретроспективная выставка», однозначно понятно, что ни один выставочный зал не может вместить всего того, что создал художник за свою полувековую творческую жизнь.
За плечами мастера 12 крупных персональных проектов в Дагестане и России. И в этом смысле чрезвычайно символично и значимо то, что новая выставочная площадка при главном музее республики открылась 9 февраля именем этого талантливого художника.
Представляемый проект как нельзя лучше демонстрирует силу и мощь дагестанских традиций и высоких достижений в современном искусстве Дагестана. Апанди – исследователь и ретранслятор на языке абстрактных нефигуративных форм первооснов горского бытия – внутреннего ритма и структурности, заложенных как основа самобытности дагестанских народов. Особый дар позволил художнику еще в начале пути увидеть, обнажить и «разыграть» эту геометрию во множестве образов. Переплетения и структуры стали доминантой творчества, которые последовательно и всесторонне развивает автор от проекта к проекту с середины 1980-х гг. Работа в отделе ковров музея, изучение батика и гобелена привели к появлению монохромной штриховой живописи в начале 1990-х, которая вскоре перешла в плотную по цвету и контрасту в середине 1990–х, а уже в конце 1990-х фактурный штрих трансформировался в рельеф (проект «Черно-белое видение»). Переход к объёму стал для художника началом большого творческого исследования, которое продолжается и сегодня.
Художник не подводит итог, он открывает нам свою новую творческую страницу и делится тем, что на сегодня его волнует и вдохновляет. В экспозиции юбилейной ретроспективной выставки автор включил серию фотографики из цикла «Отражение Усиша», оригинал — рельефы, с которых производилась фотографика, а также арт-объекты, большую часть из которых зритель увидит впервые. Арт-объекты сегодня занимают особое место в творчестве художника, и в таком объеме они представлены впервые.
ДЖАМИЛЯ ДАГИРОВА | г. Махачкала