В начале этого года информационно-церковное пространство «взорвал» протодиакон Русской православной церкви (РПЦ) Андрей Кураев. Он заявил, что среди части епископов РПЦ существует острая проблема гомосексуализма. И дело не только в практиковании порока, который по заповедям Библии считается серьезнейшим грехом: «Разве вы не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют. Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют они» (Библия, Новый Завет, 1 Кор. 6, 9-10).
Дело ещё и в том, что гомосексуализм в этой среде часто носит принудительный характер: епископы пользуются беззащитностью молодых людей (например, иподиаконов или студентов-семинаристов) и склоняют их к мужеложеству, а те, опасаясь изгнания и прекращения церковной карьеры, терпят это. Обратиться в епархиальный церковный суд тоже бессмысленно – его как раз и возглавляет епископ.
Протодиакон Андрей Кураев заявил, что в Церкви существует целое «голубое лобби» (по его данным, 50 епископов из 300). Лобби – это не только сами геи-епископы, но и те, кто, опасаясь поссориться с влиятельными иерархами, не возражает им – то есть не мешает им проводить свою кадровую политику, не пресекает их пороки, не заступается за пострадавших и предпочитает всё «замять» в закрытом церковном сообществе.
ДВЕ ИСТОРИИ ПОСТРАДАВШИХ
Откуда информация у протодиакона Кураева об этом явлении? По его словам, в том числе лично от пострадавших. В своем блоге Кураев опубликовал ряд писем, в частности, такое:
«А вот моя история в …ской епархии. Это было давно. Теперь я просто хожу в церковь с женой и сыном. Со священниками не общаюсь. Даже с хорошими.
16-летним мальчиком попал я в корпус тех, кто "иподиаконствует". Попал просто. Помогал в храме. А после архиерейской службы владыка В… меня подозвал и пригласил помогать ему. Так всё и началось…
Как в той первой истории, которую опубликовал о. Андрей про совращение в семинарии. Через месяц, когда началось лето, я уже ежедневно ездил по разным приходам …ской области. Было весело. Но! Со временем молитва, духовная жизнь остались только фоном, внутри было только – разгульная жизнь, попойки, смех над простыми пОписами, пошлые анекдоты и прочее.
К жизни простого священника нам прививали отвращение. Я только и думал, сколько он мне даст лично после архиерейской службы.
Так прошло два месяца. У меня появились дорогие шмотки, архиепископ меня мог поцеловать в губы с языком и погладить по попе прямо на вечерней службе. Меня стали брать в бани. Бани это особая история.
Но сперва было вот что: в …ском монастыре после службы меня заставили раздеться догола и искупаться в бассейне. А они все смотрели на меня сальными такими глазами. Мне было стыдно. Я впервые почувствовал себя куском мяса на прилавке в магазине.
Наместник тогда сказал, что передо мной открыты все двери. Я только должен захотеть.
Меня приучили к водке. Так что было, что я не помнил вчерашнего дня. Ели семгу, устрицы, икру. Жили как короли. Архиепископ рассказывал только пошлые анекдоты про голубую любовь. Вся жизнь казалось только и состояла в этом: внешняя истовая служба, елейные речи, а внутри — бани, деньги, секс. И еще злость и ненависть к женщинам, к деревенским попам. Их считали только источником денег и проблем.
Впервые меня посвятили в "свои" не в… Внутренне я был готов. К сожалению, да. Я свыкся, что по-другому никак. Мне сто раз говорили, что "так все живут". Мне показывали софринский календарь с фотографиями епископов и говорили: вот этот *** с *** много лет живет — и теперь великий святитель. Вот этот, говорили, с другим живет и т. д.
Меня завораживала такая пышная жизнь. Я видел, что могу получить всё, общаться на равных и даже кричать на архиепископов, тем более на протоиереев. Мои прихоти исполнялись. Меня боялись. Я был приближённым.
Меня посвятили по-настоящему на Украине, в …ской лавре. В архиерейских апартаментах. На праздник мы приехали. Меня "подарили" владыке из Украины, а совсем молодой чей-то мальчик занял место на кровати у нашего архиерея. После торжеств, после блеска сусального золота, после пышных речей о Боге и Церкви, мы поехали назад. Но я изменился. Я почувствовал внутри очень страшную пустоту. Я ничем не мог ее заполнить. Ни будущими благами, ни подарками, ни вином.
Сказали, что мне надо учиться, если хочу стать архиереем. Дали список семинарий на выбор. Было около 10 семинарий. Я сказал, что за эти полгода ни разу не прочитал ни одной духовной книги и что я не поступлю. Но мне ответили со смехом — "ничего, можешь и не учиться", "я тебя всему и сам научу". Оказывается, во всех этих семинариях были свои люди».
Из другого письма:
«…Всё началось, когда владыка приехал к нам на приход и выбрал меня в свои служители. Тогда это воспринималось как Божье благословение. Первое время ничего плохого не происходило, только службы, службы, службы… На приходах ВСЕ отцы, зная о владычней слабости, старались угодить ему банькой. Но и в бане ничего явно не происходило, за исключением пары мелочей, которые тогда воспринимались 16-летним мальчиком как старческие причуды.
Но дальше — больше. По его благословению я переехал в его квартиру, т. е. стал келейником. Тут-то и понеслось… Сначала просьба помассировать ему ноги, к чему я относился вполне нормально, ведь человек больной, старый… но это было пару раз, потом я любыми причинами избегал этого.
Дальше жизнь становилась невыносимой, все чаще, по ночам, он пытался вломиться ко мне в спальню со странными затеями. Поясню. Тут в блоге комментаторы рассказывают об изнасилованиях… трудно себе представить 70-летнего насильника, причем… сексуально пассивно ориентированного… поэтому это были очень странные просьбы: дать посмотреть, подержать, пососать… Несогласие всегда вызывало в нем агрессивность. Помню, что сначала у тебя шок. Потом ищешь способы эти поползновения прекратить… Пробовал его "вразумлять")), долго говорили об этой проблеме, иногда он даже давал слово, что — всё…
Кстати, в этом смысле он вполне полигамен. Также на приходах находились мальчики, которых он почему-то пытался взять в оборот сразу, иногда получалось. Кого он на этот раз выбрал, мы с иподиаконами замечали легко: после причастия, благословляя, он пытался поцеловать этого "счастливчика" практически взасос. В следующий приезд в этот храм мы видели, как правило, что этого мальчика уже нет… Знал я и таких, которые на это соглашались, надо было видеть, как он на таких смотрит… Ромео просто» (Конец цитаты из другого письма).
Позиция А. Кураева вызвала жесткую критику со стороны Московской духовной академии (Кураев преподавал там в качестве профессора богословия). Его высказывания в блоге и в прессе были названы «эпатажными», сам Кураев был уволен с работы.
КУРАЕВ ПРОСТО МСТИТ?
Резкими оказались и оценки председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволода Чаплина:
«Очень некрасивая и постыдная ситуация сложилась в последние дни Рождественского поста в связи с реакцией протодиакона Андрея Кураева на увольнение его из Московской духовной академии, где он преподавал в качестве профессора.
Увольнения такие имели место и ранее. В своё время отцу Андрею Кураеву пришлось уйти из Российского Православного университета, где ему и было присвоено звание профессора, потом ему также пришлось уйти из Православного Свято-Тихоновского университета. В этих случаях так же, как и в случае с Академией, и студентов, и преподавателей волновали его выступления и действия. В частности, выступления, которые в решении учёного совета Духовной академии были названы эпатажными.
Он (Кураев) может громко бросить какие-то обвинения, он практически открытым текстом в одном из интервью провел примерно следующую мысль: «Как могли посметь меня тронуть, это не умно, у меня в руках информационные возможности – я могу ответить». Он отвечает, чтобы отомстить.
Это не случайно, что кампанию, которую Андрей Кураев ведет в Интернете, началась примерно с середины декабря и была нацелена на то, чтобы предупредить: «Не смеете меня тронуть!»
И наверно, опять людям Церкви пытаются сказать, как они посмели тронуть человека, который обладает такими информационными ресурсами, который так громко может бросать те или иные обвинения.
«Я не такой, как прочие – я особый, я требую особого отношения к себе», — эта идея присутствовала в жизни отца Андрея Кураева в течение многих лет.
Теперь протодиакон Андрей Кураев посвящает чуть ли не большую часть своего времени распространением Интернет-сплетен. Тексты, которые он публикует в Интернете от своего имени или якобы от чьего-то ещё имени, не содержат ни доказательств, ни официально сформулированных обвинений. Он говорит о грехе мужеложества. Если действительно такой грех существует, в светской или церковной среде, — он должен быть обличён, и он должен быть наказан по нравственным принципам Православной Церкви. Однако для этого, если говорить о церковной среде, нужен церковный суд, который, как мы знаем, не может не руководствоваться показаниями двух или трёх свидетелей, которые не могут быть анонимными.
Было бы страшно представить, что церковные решения будут приниматься под давлением той кампании, которую сегодня ведёт этот человек. Тексты Кураева, его блог – отравленный и нечистый источник, и никакой пользы в церковной жизни он принести не может именно в силу того настроя и того отношения к Церкви, которое из этого источника льётся.
Что же будет с самим отцом Андреем? У него два пути. Первый – очень простой, предписанный нам Священным писанием, Христом, — покаяться, измениться, стать новым человеком. Наверное, такой шанс всё ещё есть, потому что в жизни отца Андрея было много вдохновляющих, проповеднических, миссионерских, писательских успехов.
Второй путь – приложиться к тем, кто точно так же в своё время, объясняя свои слова и действия благими разговорами, покинул Церковь и стал её разрушать вместе с его исконными недругами». (Конец цитаты из В. Чаплина)
«НА РОЛЬ ВРАГА НАЗНАЧИЛИ МЕНЯ»
Однако Андрей Кураев продолжает борьбу – как в своем блоге, так и в интервью многочисленным СМИ. Напомним, что профессор богословия Кураев известен как один из самых ярких православных миссионеров и проповедников, его личность и комментарии всегда были интересны журналистам, в том числе и светских СМИ. Финансово он независим от Церкви (второй источник пропитания – преподавание в светском МГУ), его книги успешно раскупаются, он известный человек, и в этом смысле его нелегко «заткнуть» или «расправиться».
Из последнего интервью А. Кураева:
— После моих публикаций была пауза. Все ждали — как отреагирует патриархия. Патриарх молчал, но несомненно думал о случившемся, переживал. Я считаю, у Патриарха был выбор: он имел все шансы стать лидером общественных симпатий, если бы назвал вещи своими именами, если бы подтвердил, что да, мы начинаем борьбу за моральное очищение церкви. Симпатии духовенства и народа были бы ему тогда гарантированы даже в случае, если бы эта борьба была только имитирована, но не проведена всерьез… Но, как я вижу по выступлению отца Всеволода, на роль врага назначили меня. Как всегда виноват не тот, кто насрал, а тот, кто шарахнулся от кучи.
Екатерина САЖНЕВА
(Полностью интервью протодиакона Андрея Кураева читайте в следующем номере).