Путешествие из Дагестана в Москву
— Кама, ты что, вернулся уже?
— Да, еще в апреле.
— А почему? Ты так хотел переехать…
— Знаешь: та неделя прошлым летом, фактически одна сплошная кайфуша — и следующие полгода… Это были две разные Москвы.
— Чё за разные Москвы?
— Ты сам там никогда не жил?
— Ну, чтобы постоянно – нет.
— В общем, так. По своей специальности работу я не нашел. Стал выбирать другие варианты. Ну, вариантов там немало и без высшего образования, очень разные: кладовщик на складе, кассир, продавец-консультант, упаковщик, оператор аттракциона, курьер, каменщик, грузчик, заправщик на АЗС, контролер водосчетчиков… Но чувствовал: чё-то не то – или зарплата маленькая, или пахать надо с утра до вечера, или очень скучное дело…
— А ты что хотел? Президентом «Газпрома» сразу?
— Да я ничего особо не хотел – в плане работы… Я же говорю: поехал туда на эмоциях, под впечатлением от той прошлогодней июльской недели. А постоянно жить и работать в Москве – это совсем другое. Работа в центре – жилье на окраине (чтобы подешевле). Знаешь, что это значит? Сначала автобусом до ближайшей станции метро. Если ближе к подземке квартиру снять – это уже дороже. И в любом случае в час пик толпиться в переполненном вагоне. И это не один раз, не два, не три… Это каждый день туда-обратно. Очень утомляет.
— Слушай, а как же узбеки, таджики? Их там кучи…
— Узбеки и таджики не едут в Москву с настроем как на развлекаловку в Монте-Карло или в Ниццу. Вот они готовы пахать, трудиться, зарабатывать – и отправлять деньги семьям на родину. У них изначально другая тема в голове и нет разочарования в ожиданиях. И образ жизни такой командировочный: собрались вдесятером на одной квартире – уже большая экономия в квартплате. Я-то туда не на трудовую «вахту» ехал…
— А сами москвичи как живут? Как по городу ездят? Наверное, не у каждого машина.
— Не у каждого… Ты не в курсе, да? Как раз многие коренные москвичи стараются из города отъехать. Вот хозяева квартиры, которую я снимал – они люди немолодые, у них еще две пенсии на двоих. Так вот, платы от квартирантов плюс эти пенсии им хватает припеваючи жить в Болгарии на берегу Черного моря.
— Да ну?
— Да. Сняли там частный домик на год. Им и Турция очень понравилась, но Болгария ближе – языки с русским похожи. И вот живут: домик, сад красивый, солнечно, тепло круглый год, море рядом… Климат старикам очень подошел. И сама жизнь в Болгарии гораздо дешевле, чем в Москве.
— Понятно… Ну а ты чего?
— Ну поработал в Москве немного. Толкаешься каждый день в метро, откладываешь в месяц по 5 — 6 тысяч (это если без развлечений, остальное уходит на питание, жилье и дорогу) и думаешь: «На фиг мне это надо?!»
— А выходные что?
— У меня один выходной был в неделю. Отсыпаешься до обеда, пока то-сё, выбрался в центр – а уже темнеет (зимой было дело). И холодно очень. Ну, просто ходить по морозной Москве, типа гулять, носом шмыгать – это бесплатно, но не особо интересно. Даже тепло одевшись, через час уже конкретно зябнешь. И так там с ноября по весну. А куда-то в центре зайти посидеть, поужинать или там в клуб какой – уже немалые расходы. Короче, плюнул и приехал. Как я для себя понял, туда вот так на «ура» не нужно ехать. Только если заранее знаешь, на какую работу, и зарплата устраивает.
После бала
— Аскер, ты отдал деньги?
— Отдал, отдал.
— А на конверте не забыл нашу фамилию написать? И заклеить его, чтоб не выпали?
— Ничего я не писал ни на каком конверте.
— Не поняла. В смысле?
— Я не брал конверт, просто подошел к Мураду, поздравил со свадьбой сына, вручил ему деньги, ну и выпили мы с ним.
— Подожди, подожди… Зюма, да не трогай ты меня! Аскер, ты совсем сдурел, что ли?
— Сама ты сдурела, ясно?! Сколько раз повторять, чтобы ты не смела со мной в таком тоне! Я тебе щас голову оторву!
— Мама, ну оставь ты его в покое. Он же пьяный! Ты хочешь опять, как в прошлый раз…
— Да не держи ты меня, Зюма! Руку на меня поднимет – в окно вылетит. Слушай, придурок, ты что наделал? Ты что, деньги просто в руки Мураду отдал? Когда мы пришли, он уже навеселе был и с каждым новым гостем, наверное, продолжал и дальше по полрюмки делать. Да он уже сейчас и не помнит, что ты подходил к нему и сколько дал…
— Всё сделал, как надо! Подошел, руку пожал, пожелал счастья молодым, и вместе выпили за его сына и невесту. Конкретно накатили мы с ним, я еще маленький тост сказал. Он очень рад был, смеялся.
— Мамаааа, папааа, ну пожалуйста!!!
— Да ты вообще понимаешь, для чего эти конверты у входа?! Это чтобы хозяева свадьбы знали, кто сколько принес, и на потом учитывали это. Ты вообще помнишь, что мы осенью девочку замуж выдаём?! Я тебе для чего свои две тысячи добавила к твоим трем?! Чтобы сумма была покрупнее и запомнилась им, у них-то род большой и богатый. А ты? Видеть тебя не могу, баран!
— Ну всё, гадина, я тебя урою щас!
Родная речь
— Сынок, ну что было на родном сегодня?
— Да как обычно. Она сказала, на какой странице открыть учебник – и мы переписывали оттуда кусок.
— И всё?
— Нет, потом еще один кусок переписывали. А она сидела, копалась в своем «айфоне», пока звонок не прозвенел.
— И вы так «изучаете» родной язык?
— Ну да, с ней весь год так. Еще такие ха-ха сегодня были: Тима попросился в туалет, а учительница ему что-то на родном ответила. Он не понял, а она ему уже по-русски: ну и какой ты патриот, если языка не знаешь…
— Ясно, понятно… Невеселые у вас дела. Вуйла ягIисса щав тIама? (Кстати, что она у него спросила?)
— Пап, ты прикалываешься, да? Говори по-русски!
Полтора квадратных метра
— Тогда она снова заплакала… Русик, мы здесь выходим, да?
— Нет, еще две остановки ехать. Короче, и чё, и чё?
— Ну, она хнычет. Я ей говорю: почему плачешь? Я тебя ударил? Нет. Избил? Нет. Ну просто, Русик, когда я с ней так жестко разговариваю, она скулить начинает. Боится меня. А я ей сказал: так не будет, как она хочет. Все эти вечерние вылазки на концерты, на дискотеки – чтобы этого не было. Нам с ней снимают одну квартиру на двоих, и все думают, что я её контролирую – так что пусть слушается. Если с ней чё-то станет – все скажут, куда старший двоюродный брат смотрел. Её тетю или её бабушку не спросят – про меня будут хабары вести. Мол, не доглядел, не воспитал.Так что я прямо ей сказал: после универа в магазин и сразу домой. Тем более, когда я возвращаюсь – она давно должна быть дома.
— Конечно, с ними так и надо. А эти дискотеки – ей там нечего делать. Нормальная девушка на этот бардак ходить не будет… Эй, Мурик, смотри, чё за чикса сейчас в маршрутку сядет. Ошалеть, я её узнал! Это же постоянка Арсена…
— Не, он ее бросил уже…Резко пересядь к окну, чтобы свободное место только рядом со мной осталось. Ты не лезь, они твоего сломанного носа очкуют. Всё, утихни там… Красавица, куда спешишь?
Альберт Мехтиханов