Журналист побывал в «бронешкуре» омоновца
– Вам это надо? Вы понимаете, что это не шутки? Вы хоть представляете, чем это может обернуться, в первую очередь для вас, в случае непредвиденной ситуации? Нет! Я не могу так рисковать, – убеждает меня отказаться от ночного дежурства с сотрудниками Нацгвардии и ГИБДД командир ОМОНа Каспийска Шамиль Магомаев.
После долгих уговоров и просьб полковник соглашается, но с условием, что я должен надеть шлем и бронежилет общим весом 20 кг.
– Да без проблем, – обрадовался я, но, как выяснилось позже, зря.
Магомаев представил меня своему заместителю, полковнику Гаджимураду Кебедгаджиеву. Приказал выдать мне амуницию и закрепить за экипажем. Тот строго и оценивающе посмотрел на меня и пригласил в свой кабинет. Сюда же вошли пятеро омоновцев. Старшие нарядов прибыли на инструктаж. Полковник даёт жёсткие указания.
– В обязательном порядке проверить оружие. Не только у себя, но и у подчинённых! Имейте в виду, спрос с вас. Средства связи должны работать бесперебойно. Как прибудете на место, осмотрите территорию на наличие подозрительных предметов. Будьте бдительны! С гражданскими быть предельно тактичными. Ваша главная задача – физическая и огневая защита сотрудников ГИБДД. В наши обязанности не входят досмотр или осмотр транспортных средств. Всем всё ясно? Если да, то вперёд. Да, и ещё сегодня с нами пресса. Рашид, он будет в твоём экипаже. Расскажи и покажи парню, как дежурят наши ребята вместе с ГИБДД, – отдал указания Кебедгаджиев.
Пока бойцы получают автоматы, надеваю бронежилет и каску. Легко.
– Ну как, удобно? – спрашивает Рашид.
– Нормально. Думал, будет тяжело.
– Это пока. Через час расскажешь об ощущениях.
На плацу ГИБДД нас дожидаются инспекторы. Дежурный даёт ориентировки по угонам и по пропаже людей. Старшие нарядов спешно всё фиксируют в своих записных книжках. Звучит приказ: «К охране общественного порядка и общественной безопасности приступить! Разойтись!»
– Сегодня наша задача – обеспечивать огневую и физическую защиту сотрудников ГИБДД, несущих службу около развлекательного комплекса «Москва» по улице Халилова. По прибытию на место обязательно осмотреть местность и занять необходимые позиции, – скомандовал Рашид.
Мирза, Халик и Мурад работают в ОМОНе уже давно. Старший экипажа Рашид перешёл в спецотряд из Министерства обороны России. Ребята опытные. Их сложно чем-либо удивить. По роду своей деятельности оказывались в разных жизненных ситуациях. Старшему из них всего 33 года. Их сверстники сейчас гуляют со своими детьми, проводят время с семьёй, друзьями, отдыхают, развлекаются, а они здесь. Думки о судьбе этих ребят прерывает лёгкая боль в шее и плечах. Бронежилет и каска напоминают о себе. Хорошо ещё автомат с магазинами не выдали. Это плюс пять-семь килограммов.
– А для чего сюда привлекают ОМОН? Вы же даже не имеете права останавливать транспорт?
– Обстановка сам знаешь какая. Сейчас-то потише. Но несколько лет назад была волна нападений на гаишников. Машину останавливают, а оттуда стрельба. Тогда и стали привлекать огневую поддержку. Они останавливают автомобиль, а мы следим за тем, чтобы водители и пассажиры вели себя спокойно. Если водитель начинает грубить сотруднику или отказывается выполнять законные требования, то подключаемся мы, – говорит Рашид.
Сотрудники ГИБДД останавливают автомобили, проверяют документы. Всё тихо и спокойно. Только один минус. Броник и каска как будто в весе увеличились. И жарко в них. Терплю. Бойцы ОМОНа расположись по обе стороны дороги. Двое на одной стороне, двое напротив.
– Расстановка должна быть такой, чтобы минимизировать количество слепых зон. Мы наблюдаем за каждым проезжающим автомобилем. От качества нашей работы зависят не только наши жизни и жизни сотрудников ГИБДД, но и проходящих рядом гражданских, – объясняет расстановку сил Рашид.
Подъезжает свадебный кортеж. Фотограф просит пропустить их на территорию развлекательного центра. Сфотографироваться. Их пропускают, но с условием соблюдать порядок. Однако нет. Двое изрядно подвыпивших решили помериться силами прямо перед нашим экипажем. Их уже не волнует, что рядом проходят дети, им вообще не интересно, что это развлекательный комплекс и там гуляют семьями, и что рядом правоохранители. Толпа, крики, стоны и мат! Сотрудники ОМОНа и ГИБДД реагируют молниеносно. Зачинщиков задерживают, а кортежу приказывают выехать с территории. Порядок и спокойствие восстановлены. Народ продолжает гуляния.
– А что бы вы сделали, если бы с вами не было сотрудников ОМОНа? – интересуюсь у инспектора ГИБДД.
– Что-что, вызвали бы наряд ППСП, но неизвестно, что бы случилось, пока они ехали бы. А тут ОМОН в помощь. Вообще, с этими ребятами можно и в огонь, и в воду. Я многих омоновцев знаю. Отличные ребята. Знают свою работу, а главное – знают права и обязанности. У них есть уважение к старшим. Это, скорее всего, заслуга их командира. Он профессионал. В целом с ними спокойнее работается, – отвечает Магомед.
– А какую подготовку вы проходите? – спрашиваю у бойца и поправляю свой бронежилет (как же он достал!).
– Приходишь на работу. Развод. Далее физическая подготовка. Минимум три километра кросс. Турник, брусья. Каждую неделю выезжаем на полигон. Стрельбы стоя, сидя, лёжа, с колена. Морально-психологическая и общественно-государственная подготовка, где нам рассказывают о ситуации в республике, в России и в мире. Изучаем историю государства. На занятиях нам также рассказывают о прославленных военачальниках, о Героях России, – рассказывает боец ОМОНа Мурад. – Огнештурмовую полосу проходим в полной экипировке: бронежилет, сфера, сапёрная лопатка и оружие в руках. Так прыгаем, ползаем и лазим, преодолеваем препятствия. В отряде спецназначения больше времени уделяют таким тренировкам. Бронежилет не давит?
– Давит, ещё как! Зачем вы его вообще надеваете? В нём ведь неудобно и сложно двигаться…
– Вот ты спросил, пресса… Страховка. Жизнь может спасти. «Может» тоже чё – спасал неоднократно. Помню, в 2013 или 2014 году в Махачкале на одном из перекрёстков снайпер выстрелил в сотрудника, но пуля застряла в бронике. Человек вернулся вечером к семье! А один коллега надевает броник на спинку водительского сидения. Однажды в составе колонны попал под обстрел между Губденом и Сергокалой. После в бронежилете обнаружил пулю. Думаешь, нам в нём удобно? Неудобно нам, но безопаснее.
Время уже половина первого ночи. Пора на базу. Садимся, как сказал мальчик лет пяти, в «военную маршрутку» и едем «домой». Сбрасываю с себя эту 20-килограммовую гирю. Только ради этого ощущения можно служить.
СПРАВКА: в повседневной деятельности ОМОН использует бронежилеты «Багарий», защищающие человека от возможных ранений колюще-режущим и огнестрельным оружием. Масса бронежилета может колебаться от 16 до 37,5 кг. Он состоит из грудной и спинной секций. В комплект входят: съёмные защитные наплечники, а также подсумки для размещения элементов вооружения и спецсредств. Для повышения эргономичности изделия грудная и спинная секции имеют в своём составе по два бронеэлемента, установленных с перекрытием.
Для защиты головы сотрудники используют защитный шлем ЗШ-1-2М весом около 2 кг. Шлем защищает человека от пуль и осколочного воздействия. Общий вес защитного костюма и вооружения – около 40 кг. Это оптимальный вес экипировки воина со времён легионеров Римской империи.
Юсуф Алиев