Нижние Мулебки — одно из древних сёл, которое расположено в предгорной зоне Среднего Дагестана. По преданиям старожилов, оно было основано более 2000 лет назад. Этому преданию свидетельствует то, что в радиусе села от 100 метров до 1км и дальше имеются многочисленные и занимающие обширную площадь кладбища. Село с самого возникновения находилось на макушке хребта Аждагьала шурла бяхI. С востока оно защищено естественной преградой, здесь находятся высокие скалы и обрыв, откуда невозможно попасть в селение. С запада было покатистое место, а с остальных сторон — окружено оборонительной крепостью высотой 6 — 10 метров и шириной 1 — 1,5 м. Ворота находились только в двух местах — в северной и юго-восточной частях. Место это до сих пор называется Ирхъяй (ворота). В оборонительных башнях постоянно караулили сторожевые, которые в момент возникновения опасности готовы били подать сигнал сельчанам. А другая сторожевая башня мулебкинцев находилась на соседней горке под названием ЦIурла бахI, расположенной недалеко от селения. К большому сожалению, мулебкинцы крепость не сохранили.
Это только маленькая часть из большой истории Нижних Мулебков.
Старинный свадебный обряд мулебкинцев
Свадьба у мулебкинцев, как у всех дагестанцев, начинается в доме девушки. В четверг у девушки собираются взрослые женщины, зажигают костры, ставят на них большие тазы. Жарят халву. На халву приходят женщины, которые умеют хорошо её готовить. Молодёжь просто помогает им. В пятницу вечером собирается молодёжь, в основном девушки, и гуляют иногда до утра.
Свадьба жениха тоже начинается с пятницы. Режут скот, варят мясо, готовят блюда, пекут чуду и пироги.
Раньше девушку забирали в четверг, а сейчас — в субботу. Чтобы наряженная невеста встала с места, отец или старший сын, дядя должен ей разрешить встать и за это дать ей корову или тёлку. Когда невесту приводили в дом жениха, пока не стелили на пол ковёр или половик, девушку не пускали в дом. У порога невесту встречала свекровь и давала ей мёд, чтобы жизнь в этом доме была сладкой. За дверями открытой комнаты ждал жених и ударял невесту по спине рукой. Это означало, что в доме он хозяин и жена должна ему подчиняться. Подруги заслоняют собой невесту, и получается якобы потасовка. Если он не смог ударить, значит, верховодить будет жена, и друзья начинают подшучивать над женихом.
Невесту раньше забирали под утро, после первых петухов, поэтому за ней отправляли после полуночи. Шли самые ответственные и авторитетные люди в роду. Разведённые и бездетные со стороны жениха и со стороны невесты в этом обряде не участвовали.
Перед укладыванием молодых в спальню заходила самая авторитетная женщина рода и стелила постель молодым. Потом она звала в спальню друзей молодых, и те игрались и кувыркались на постели. Этот обряд называется «помятие постели».
Всю ночь за дверями молодых стоял надёжный человек и оберегал их от вторжения молодёжи.
Мулебкинки до замужества носили чёлки. Выходила она замуж тоже с чёлкой. На следующий день невеста из комнаты выходила уже без чёлки. Это означало, что отныне она уже замужняя женщина. К вечеру следующего дня с длинной палкой к невесте приводили самого маленького мальчика из семьи, чтобы снял платок с невесты. И за это он получал от неё подарок. Так женщина становилась членом семьи мужа.
Все приглашённые мужчины и друзья жениха давали невесте деньги, а невеста взамен — носовые платки с орешками и конфетами.
Вывод невесты за водой
Закончились свадебные хлопоты, но свадьба продолжается. На третий день девушку выводили в люди. Первый визит — в дом родителей девушки. Туда, кроме молодых, приглашали отца и мать жениха, его братьев, их жён, сестёр. Во время визита невеста получала от родителей сладости для выхода за водой. Для этого готовили конфеты, орехи, фрукты. Кроме того, обязательно готовили засахаренную пшеницу. А для этого зерно жарили, потом заливали мёдом и засыпали сахарной пудрой.
На четвёртый день с утра к невесте, т. е. молодухе, собирались подруги. Они обсуждали, в каком наряде выйдет она за водой. Также приходили женщины и девушки из семьи мужа. Готовили, пели, танцевали. К обеду они выходили за водой. Мужчины в том обряде не принимали участия. По мере продвижения процесса толпа нарастала девушками и детьми. Все девушки несли кувшины. Вот так приходили они к роднику.
У родника кувшин невесты брала самая старшая женщина и с молитвой подходила к источнику. Около родника полным ходом шло веселье. Девушки танцевали и при этом пели весёлые и шуточные песни. Кувшин ставили на подставку, наряжали и приглашали к нему молодуху. Женщина, которая наполнила и нарядила кувшин, получала особый подарок — сладости. Другая родственница уже раздавала детям сладкую пшеницу. Когда невеста с кувшином выходила, на неё летели конфеты, орехи, фрукты и маленькие монеты. Дети их подбирали и создавали веселье, звонкие крики. Вокруг невесты кружились подруги в танце, пока женщины наполняли свои кувшины водой. Потом все вместе направлялись домой.
Если дом находился далеко от родника, они несколько раз останавливались и устраивали весёлые задорные танцы. Всем встречным тоже раздавали сладости. Потихоньку толпа женщин и девушек подходила к дому молодых. Итак, отныне молодуха могла выйти из дому без сопровождения. Она утратила статус невесты и стала хозяйкой дома.
Мухтар Муртазалиев