Последняя неделя мая Года культуры для Центра эстетического воспитания «Радуга» началась с чествования его воспитанников, участвовавших в Дельфийских играх в Волгограде. Как заметил на торжественной встрече председатель Комитета по делам молодежи Заур Курбанов, кропотливо решался вопрос, кто мог бы представить уникальность и культурное многообразие горного края. Выбор пал на ЦЭВ «Радуга», где отражен полный круг детско-юношеского творчества. У ЦЭВ богатый опыт участия в конкурсах, в том числе учащиеся Центра стали призерами Первых российских молодежных дельфийских игр в Саратове в 1999 году.
В год 15-летия Национального дельфийского совета России в Волгоград от Дагестана были делегированы вокалистка Лейла Салихова, исполнитель на народных инструментах Заур Салихов (педагог – Г. К. Кансадиев, концертмейстер – А. Г. Адамович) и цирковая труппа «Пехлеван» под руководством А. Г. Гасанова. Делегацию возглавляла заслуженный учитель РД А. П. Хорошевская.
В рамках Культурного проекта «Дельфийский Волгоград – 2014» совместились Тринадцатые молодежные дельфийские игры России и Первые открытые молодежные европейские дельфийские игры.
Назначенный незадолго до фестиваля временно исполняющий обязанности губернатора Волгоградской области Герой России А. И. Бочаров олицетворял радушие жителей города-героя. Руководство области и Дельфийского совета приложило непомерные усилия для создания атмосферы грандиозного праздника и площадок для реализации творческого потенциала .
Более трех тысяч юных представителей искусства из 81 субъекта Российской Федерации и 26 стран мира в первую неделю мая состязались в 29 номинациях. Серьезные соперники были у призера Всероссийского конкурса вокалистов «Звонкие голоса России» Лейлы Салиховой в номинации «Академическое пение», возрастная группа «22 — 25». Со сцены Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» звучали арии из произведений русских, российских и зарубежных композиторов в исполнении теноров, сопрано, баритонов и басов из городов России и зарубежья. По положению Дельфийского комитета, в этом году в составы делегаций можно было включать выпускников, бывших учащихся и воспитанников.
Так, Родион Васенькин, представлявший Камчатский край и получивший золото Тринадцатых молодежных дельфийских игр России, – ныне студент Академии хорового искусства имени В. С. Попова в Москве. Серебряный призер Хаке Бустаманте Лаура Хосе Орландо обучается вокальному мастерству в Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова со столетней историей развития. Занявший второе место в Первых открытых молодежных европейских дельфийских играх Андрей Матюшонок из Белоруссии уже работает в театре и признан зрителем в роли Хосе в опере «Кармен» Жоржа Бизе. Победительница из Казахстана и бронзовый призер из Мордовы тоже уже не дебютанты на оперной сцене. Знакомство с профессионально подготовленными солистами можно назвать своеобразной школой для студентки Северо-Кавказского государственного института искусств в Нальчике Л. Салиховой. Заметная динамика в исполнении Лейлой, прошедшей во второй тур состязания, классического репертуара оставила довольной саму конкурсантку и концертмейстера Антонину Адамович.
Благодаря педагогам Центра эстетического воспитания «Радуга» стал музыкантом-универсалом Заур Салихов, он играет на духовых, струнных, ударных и клавишных инструментах и продолжает учебу в Махачкалинском музыкальном училище. В Казачий театр Волгограда, где проходил конкурс в номинации «Народные инструменты», юный махачкалинский музыкант привез свой ксилофон. Заур не только прошел во второй тур в возрастной группе «10 — 15», но стал бронзовым призером Тринадцатых молодежных дельфийских игр России и получил специальный диплом Первых открытых молодежных европейских дельфийских игр.
По признанию председателя жюри, заведующего кафедрой струнных народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных А. А. Горбачева, эта номинация была самой сложной, тем не менее, несмотря на напряженную работу, каждый из четырех судей находил для каждого конкурсанта слова одобрения и наставления. Даже на шутки хватало великодушия.
— У нас и кони ржали, и волки у нас завывали, и мух у нас ловили, – предварил Андрей Александрович процедуру награждения.
Из-под палочек Заура тоже вылетали звуки живой природы. Во втором туре он представил «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане» и отрывок из балета «Асият» Мурада Кажлаева. Музыкальные произведения, представленные Зауром на Дельфийских играх, переложил для ксилофона его педагог Г. К. Кансадиев.
В этой номинации народную разновидность ксилофона — понланг представили музыканты из Королевства Таиланд. Бурятский струнный инструмент йочин принес золото в старшей возрастной группе Дариме Вамбуевой. Эти народные инструменты увидели участники закрытия Дельфийских игр в Волгограде со сцены Дворца спорта профсоюзов.
Необычные мелодии, горловое пение, чеченская лезгинка, отобранные в Гала-концерт, были достойно оценены высокопрофессиональным жюри в соответствующих номинациях. Завораживала игра на балабане в исполнении Рзы Амирова из Азербайджана.
«Музыка и цирк, каждое из этих искусств, подчиняясь своим законам, развивается своими путями. Но с полной уверенностью можно сказать, что они были и остаются неразлучными с самого своего рождения», — в этом согласен с В. М. Савиной руководитель циркового коллектива «Пехлеван» А. Г. Гасанов.
Именно поэтому в традиционном для Дагестана виде воздушной эквилибристики не обойтись без народных инструментов, часть трюков на канате сопровождалась мелодиями на зурне в записи незабвенного дагестанского зурнача К. Маджидова и барабанщика Н. Баламирзоева. Был трюк на колесе под песню М. Магомаева на музыку С. Агабабова и стихи Р. Гамзатова «По горным дорогам», пирамида под голос Муи Гасановой, эстрадный фрагмент, сопровождавший танец на канате.
Живая экспрессивная музыкальная композиция отвечала зажигательным стремительным трюкам, среди которых были и впервые исполняемые на канате. Зритель не мог сдерживать восторга, взрывая после каждого трюка овацией замершую в опасные моменты тишину. Ветераны Волгоградского цирка, где проходил конкурс, признавались, что за 3 — 4 десятилетия их работы в этом цирке они такого не видели и с уверенностью поздравляли с победой. Специальный диплом «За сохранение народного искусства» — это была неминуемая награда. А еще большим вознаграждением все-таки был зрительский прием и готовность работников Волгоградского государственного цирка и в будущем представлять на своей арене коллектив канатоходцев цирковой студии из Махачкалы.
Несколько дней, проведенных на большом манеже стационарного цирка с 1840 зрительскими креслами, знакомство с циркачами из Амурской, Волгоградской, Костромской, Московской, Мурманской, Свердловской, Тюменской областей, республик Бурятии, Армении, Белоруссии, Киргизии укрепили воспитанников Асхабали Гасанова в желании иметь собственный цирк в столице Дагестана.
В Волгоградской областной библиотеке имени Максима Горького, где буквально за неделю до этого располагался штаб Дельфийских игр, была установлена доска памяти народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову, который 30 лет назад принимал участие в открытии этого храма просвещения. Было подписано Соглашение о сотрудничестве между Клетским муниципальным районом Волгоградской области и Акушинским муниципальным районом Республики Дагестан. В праздничной программе выступали артисты из Дагестана и Волгоградской области, среди которых и волгоградский танцевальный коллектив «Ритмы Кавказа».
Имидж нашей республике все-таки делают не фанатичные одиночки, несущие зло, а вдохновленные созиданием и творчеством люди. Такие как двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, чье обращение к участникам Дельфийских игр в Волгограде было среди многочисленных приветствий в день открытия.
Имара Багирова