На днях в связи с капитальным ремонтом в своей комнате перебирал старые бумаги и наткнулся на пропись первого класса, в которой я, будучи еще ребенком, постигал основы правописания.
С первых же страниц видно, что сие занятие давалось мне нелегко. Мои заглавные буквы, идущие вслед за шаблонами, отпечатанными в типографии, практически не имели с ними сходства. Крючковатые, подобно дефектным клонам, они плясали вдоль линии прописи, как в восьмибалльный шторм. Если бы я был спартанцем, а они моими детьми, то при- шлось бы бросить их в пропасть. Не знаю, чем я тогда заслужил благосклонность моей первой и любимой учительницы Елены Львовны, которая дарила за этот ужас четверки, но огромное ей спасибо. Благодаря ей и этим оценкам, я не переставал стараться. С каждой страницей мои старания наглядно переходили в качество. К середине прописи мои четверки перестали быть подарками и появились презент-пятерки. Вскоре и они стали заслуженными.
И вот так, правильно мотивируемый педагогом, я старался учиться. Я любил свою учительницу за доброту. Но дело не только в ее человеческих качествах. Система преподавания и сам материал были ПРАВИЛЬНЫМИ. Детям прививали правильные ценности, среди них любовь к труду и желание учиться.
Сидя за своей прописью, я читал первые, написанные мной, предложения: «Наша родина богата и сильна», «за правое дело стой смело», «тот герой, кто за родину горой», «не хвались языком, а хвались делом», «сначала думай, а потом делай», «хвастун – пустой человек» и другие. Заполняя ими страницы прописи, первоклашки приобретали мировоззрение.
Через них в формирующиеся детские умы закладывались основы правильного мышления. В этом была сила системы.
А что же сегодня? В школах просто дают знания. Хочешь — бери, не хочешь — не надо. Учителя стали преподавателями и перестали учить. Нынешняя система образования — это просто книжка с правилами, которую каждый читает как хочет. Причем написанная весьма недобросовестно. Мы живем в такое время, когда детей с малых лет надо учить быть людьми и параллельно давать знания. Именно в этом порядке выстраивать приоритеты образовательной системы.
Магомед Маматаколов