Генеральный директор Кизлярского электромеханического завода Ибрагим Ахматов рассказал «МД» о новой странице в истории республиканского авиастроения.
Разговоры о новом «дагестанском самолете» начались еще три года назад. Вскоре последовало подтверждение: да, это не слухи, в самом деле Кизлярский электромеханический завод вместе с Московским авиационным институтом ведет разработку совместного летательного аппарата.
Так вот, новинка готова. Это легкомоторный четырехместный самолет МАИ-411.
Ибрагим Ахматов уточняет в общении с журналистом «МД»: называть самолет «первым дагестанским» — ошибочно. В качестве такового гендиректор рассматривает ранее изготовленный на КЭМЗе одноместный мотодельтаплан, за ним последовали двухместный МАИ и «пайперс».
Так что МАИ-411 — это уже четвертое наименование в авиапродукции завода.
Все наземные проверки и контрольные мероприятия позади, назначены полетные испытания. На заводе ждут комиссию регионального управления Росавиации. Параллельно на местном аэродроме завершается обновление взлетно-посадочной полосы. «Мы очень ответственно относимся к вопросам безопасности, но самолет готов — хоть сегодня в небо. Ждем контролеров», — поясняет гендиректор.
Сведущие в авиастроении знают: «дагестанец» МАИ-411 — аналог европейского CS-23 и американского FAR-23. Самолет имеет прочную алюминиевую конструкцию, обшитую сверхлегким композитным материалом.
При этом специалисты считают, что недорогой самолет будет востребован в России и способен составить конкуренцию зарубежным аналогам. Самолет может эксплуатироваться на недорогих горюче-смазочных материалах, его расходные характеристики сравнимы с автомобильными.
Сфера применения МАИ-411 — авиаперевозки, воздушное патрулирование, аэросъемка, инструментальный мониторинг, авиатуризм, первоначальное обучение и профотбор летного состава.
— Наблюдатели отмечают и комфорт самолета…
— Да, — соглашается генеральный директор, — в просторном салоне легко разместятся в зимней одежде пассажиры и экипаж. Удобная высота пола кабины не требует стремянок и подножек при посадке и высадке. Установлена эффективная система вентиляции и обогрева. Самолет может взлетать в том числе с грунтовых площадок.
— Как в целом поживает КЭМЗ?
— Пережив в 1990-е годы непростую ситуацию, в экономическом отношении предприятие сейчас крепко стоит на ногах. Концерн выпускает как военную продукцию, так и товары народного потребления.
Ассортимент у нас весьма широкого диапазона: это, в частности, энергосберегающие лампы, минеральная вода, мягкая мебель, водонагреватели, отопительные приборы, хозяйственные товары, медицинская и сельхозтехника.
Показательная цифра: одних только новых разработок на автонаправлении у нас — 18.
Концерн имеет более десяти филиалов и дочерних предприятий. Мы сотрудничаем с различными конструкторскими бюро за пределами республики.
— И одним из ваших партнеров является государственная корпорация «Ростех»?
— Если быть точным, это не партнер, а один из акционеров в нашем ОАО.
— Возвращаясь к самолету: после завершения полетных испытаний вы готовы поставить аппарат на конвейерное производство?
— Да, на предприятии для этого уже открыт специальный цех. Мы готовы исполнить соответствующие заказы. При этом, как показал Международный авиационно-космический салон (МАКС), интерес к новому дагестанскому самолету уже имеется.
Справка:
Кизлярский электромеханический завод (КЭМЗ) был основан в октябре 1962 года и специализируется на разработке и изготовлении комплексов наземного контроля и диагностики летательных аппаратов, бортового оборудования и различных товаров народного потребления. За почти 50-летнюю историю своего существования завод прошел путь от изготовителя простых контакторов до серьезных комплексов эксплуатационного контроля.
В последние годы завод вплотную занимается техническим перевооружением. Внедрен парк токарных и фрезерных обрабатывающих центров с числовым программным) управлением. Большое внимание уделяется внедрению прогрессивных методов металлообработки. Внедрены станки с программным управлением для гидроабразивной, лазерной, плазменной резки металлов, а также координатно-пробивные пресса для листовой обработки с числовым программным управлением. Поэтому успешно освоено производство катапультных устройств и балочных держателей, в том числе по импортозамещению.
На предприятии действует система качества, сертифицирования на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и стандартов СРПП ВТ. Имеются лицензии на разработку, производство и ремонт в области авиационной техники. Получены патенты в области бортовых распределенных систем управления и наземных систем обслуживания, контроля и диагностики.
Альберт Мехтиханов
Читайте также: Отрасль высокого пилотажа