В аэропорту Краснодара наш самолет сел через 1 час и 20 минут после взлета из Махачкалинского. Расположен он чуть ли не в черте города, и поэтому добраться до центра по добротной, чистой и хорошо озелененной улице-трассе не составляет труда, наоборот, это добавляет приятных эмоций. И город с первых минут поражает теми же качествами, и не только ими. То, что здесь во всем чувствуется размах, естественно, хотя бы потому, что по численности населения он в 2 раза больше Махачкалы. Но это не определяющее и не единственное его положительное качество.
Есть классическое определение – «удобный для жизни» город с массой определяющих составляющих. Это географическое расположение, природно-климатические условия, уровень и качество гарантированно предоставляемых социально-коммунальных и других услуг, соотношение оплаты труда и цен и так далее. Некоторые из этих показателей обосновываются экономико-аналитическими, научными выводами. Но многие из них лежат на поверхности, перед нашими глазами, они каждодневно сопровождают нас. О чем речь?
О самых простых вещах. Будучи весной этого года в Сочи (он тоже, мы знаем, относится к Краснодарскому краю), помимо красивейшей природы, субтропической растительности, я был поражен многими, на первый взгляд, естественными, но, к сожалению, не присущими большинству наших городов, элементами городской действительности. Улицы широкие, с хорошим покрытием (без латок и «гармошек»), а по всей их длине тянутся зеленые насаждения и удобные для пешеходов дорожки: ты не мешаешь транспорту, а он — тебе. Кругом очень много зелени, естественной и искусственной, и этот фон с дополнительной яркостью украшает большое количество отдельных зеленых островков, небольших парков, со всеми удобствами и возможностями для отдыха, в том числе всей семьей.
По улицам и площадям не «гуляет» убийственная пыль и не летают, не висят на деревьях целлофановые пакеты. В городе практически не видно вооруженных людей, в том числе и сотрудников полиции. Административные здания, в их числе городской и районных администраций, корпуса учреждений силовых структур, не огорожены высокими заборами или бетонными блоками. Они работают в открытом, насколько это уместно, режиме, а территория вокруг них утопает в зелени. У административных зданий висят огромные стенды «Наши передовики», «Доска почёта» (к примеру, передовики г. Сочи и его административных районов, начиная от слесаря какого-то предприятия до генерального директора объединения и так далее).
Базы автотранспорта Пожарной службы и Службы скорой помощи располагаются не на труднодоступных, малознакомых, необустроенных городских окраинах. Они находятся на приспособленных именно к особенностям этих служб улицах и кварталах, и что вообще меня поразило – ворота в боксах, где сосредоточены дежурные машины, все время открыты, они готовы по первому сигналу выехать мгновенно. Здания пенсионных фондов не смотрятся как неприступные крепости, а выполняют только свои прямые функции, полностью приспособлены к нуждам и потребностям людей с ограниченными возможностями (удобные указатели, подъездные дороги, установленные пандусы, кнопки для вызова и так далее).
Людей, в их числе и очень большое количество туристов, на улицах много, но напряженности нет, каждый живет своей жизнью. Этот ряд наблюдений можно было бы и продолжить, но не сегодня. А несколько дней, проведенных в Краснодаре, показали, что многое из вышеперечисленного (и им подобное) присуще и этому городу (и поэтому тоже могу предположить, что и он является «удобным для жизни» городом), понятно, при этом имея свои оттенки.
В этом городе, как и в любом другом, естественно, есть и свои особенности. Общественный транспорт представлен весьма широко, вдобавок к автобусам, троллейбусам, маршрутным такси здесь работают и трамваи. А билет стоит (на все виды транспорта) 17 — 19 рублей. В городе, как я заметил, много аптек, и почему-то в их числе очень много ветеринарных.
Часто, можно даже сказать — очень часто, в городе мы встречали ребят и девчат на велосипедах. Процент курильщиков на улицах, думаю, не больше, чем в наших городах, а процент курильщиц меньше таковых на улицах других крупных городов РФ.
Может, от того, что времени на это у нас было мало, или это действительно так, практически не встречали пьяных, опустившихся, хотя нередко можно было увидеть людей с бутылкой пива в руках. Однако несколько дней — слишком маленький срок, чтобы делать глубокие выводы или, тем более, дать обоснованную оценку, хотя бы субъективную, целому городу, но Краснодар нам понравился.
Наверняка здесь тоже немало своих проблем, где их нет, но он оставил у нас только добрые впечатления – хороший город и доброжелательные, открытые горожане.
А в трех часах езды на автобусе от Краснодара расположен второй город, где мы намерены провести несколько дней – Анапа. Трасса, как и во всем Краснодарском крае, более чем приличная, а по её сторонам, опять-таки, как и везде, бескрайние, убранные, готовые к уборке или уже подготовленные к осенне-весенним посевам массивы зерновых и семечковых культур.
Анапа – прибрежный город, сопоставимый с нашим Каспийском численностью населения. Во всем гораздо меньше Краснодара, он показался мне не менее уютным, чистым, привлекательным. Наш Каспийск, хотя, безусловно, является самым обустроенным городом Дагестана, да и по расположению на берегу моря, по количеству жителей, где-то и по площади находится примерно на одном уровне с ней, — но даже ему по многим критериям далековато до Анапы. Будем надеяться – пока.
Ничего не скажешь, город красив, ну а набережная и прилегающие к ней кварталы по всем позициям выше всяких похвал. Что стоят одни бесконечные ряды аккуратных, со вкусом оформленных сувенирных лавок, будок, магазинчиков и спортивно-музыкально-развлекательных павильонов для детей и взрослых. Обилие точек общественного питания на любой вкус и карман. Чисто, красиво, удобно, приятно.
Тут же не могу не отметить и такой, может, на слух малоэстетический, но в реальности совершенно необходимый факт – наличие, прошу прощения, общественных туалетов. Их, чистых и уютных (что тоже является показателем), здесь очень много.
Видно и чувствуется, что на улицах города большое количество туристов (и это в третьем квартале сентября; можно себе представить, что здесь делается в разгар сезона), а суеты, шума, ажиотажа нет. Обеспечивающих порядок сотрудников практически не видно, а порядок виден везде и во всем.
А как иначе – если город ориентируется на привлечение и обслуживание туристов, если благополучие — его и жителей — большей частью зависит от количества туристов, их самочувствия, значит должны быть созданы соответствующие этому условия, причем во всех сферах. А в Анапе, чувствуется, во многом они созданы, и она вполне соответствует статусу города-курорта, города для туристов. И не зря, видимо, ее неофициальным (а может, и официальным) символом является белая шляпа, как образ отдыхающего под солнцем туриста. Ей здесь и памятник установлен.
Как бы хорошо ни было, а это именно так, у нас просто не имелось времени долго оставаться здесь – нас ждал Крым, вернее мы очень хотели попасть туда. Изначально в планах было поехать туда через пролив, на пароме, по маршруту Анапа-Ялта. На этот путь (автобусом) ориентировочно должно уйти 10 часов. Но серьезные корректировки внесла погода, как раз в эти дни разыгрался мощнейший шторм, и переправа закрылась. Мы тут же взяли билеты на авиарейс «Анапа-Симферополь». И через 40 минут после взлета, мы даже не успели толком освоиться, наш самолет сел в аэропорту Симферополя…
Симферополь встретил нас пасмурной погодой с мелко моросящим дождем. И это естественно для осени (20-е числа сентября). Но это обстоятельство ни в коей мере не помешало нам насладиться всей окружающей красотой, пока ехали из аэропорта (он расположен в десятке км от города) в г. Ялту, до которого от Симферополя около 80 км. А дорога очень хорошая, она идет по низменно-предгорному ландшафту.
По сторонам одни зеленые массивы, не видно заброшенных, замусоренных участков. То там, то тут на более-менее пригодных для этого склонах небольшими островками раскинуты виноградники.
Такую же картину мы видели и в дальнейшем, практически везде, где успели побывать в Крыму. Как я понял, под виноградники здесь используют каждый свободный клочок земли, хотя культивируют не только виноград. Есть и зерновые культуры, прекрасные сады и т. д. Видно, что очень распространен и популярен лук, в особенности красный, плоский и, самое интересное – сладкий. Он продается везде.
Интересен и такой факт – по всей трассе виднеются рекламные щиты общероссийских политических партий и портреты отдельных политиков. В их числе и Л. И. Брежнев (в рекламе КПРФ) – и не помню, когда в последний раз на родине видел его портрет, хотя в советское время (70 — 80-е годы) он смотрел на нас отовсюду. Дело в том, что незадолго до этого в Крыму шли выборы в Госсовет, и, видимо, щиты еще не успели снять. К слову сказать, в Госсовет Крыма вошли только представители «Единой России» и ЛДПР (эта партия и её лидер пользуются здесь довольно серьёзной поддержкой и популярностью).
Я поразился ещё одному – от Севастополя до Ялты (а это, напомню, около 80 км) ходят троллейбусы. Протянутая ещё в советское время, самая длинная в Европе троллейбусная линия исправно функционирует и сегодня.
И вот мы в Ялте. В пути были около двух часов. Кругом сплошная зелень. Въезжаем в Ялту, и такое чувство, будто город утопает в зелени, оно не покидало нас и в дальнейшем. Большая Ялта (в её состав, кроме Ялты, входят еще около 30 населенных пунктов) по численности населения (другие показатели не в счёт) примерно соответствует нашему Хасавюрту. Непосредственно в городе Ялте проживает около 100 тыс. человек. Расположен он, как и Махачкала, – прямо на берегу моря (естественно, Черного) и у подножья гор, правда, они чуть круче, выше и шире Тарки-Тау. На мой взгляд, очень хороший город. Такого же мнения, уверен, абсолютное большинство тех, кто бывал здесь.
По-настоящему зеленый город, думаю, только по пальмовым культурам он серьезно уступает Сочи, в остальном всё на высшем уровне.
Он чистый и уютный. Более того, если соотнести с нашими реалиями, как минимум следует добавить – очень чистый и очень уютный. Никто не станет отрицать, что и в Махачкале есть, и с каждым днем их становится больше, отдельные красивые здания, уютные заведения, микрооазисами появляются и продвинутые, сверкающие мини-кварталы и т. д. Но если взять в целом, тут не надо быть большим специалистом в градостроительстве, чтобы понять — в наших городах нет единой, продуманной, взаимосвязанной и взаимозависимой, цельной системы жизнеобеспечения города и горожан. Рядом с современным зданием располагаются непонятного облика строения, в двух метрах от жилых домов — заправки, в трех шагах от оживленной дороги — ряд разнокалиберных торговых точек и т. д. А в Ялте нет таких контрастов, на себе чувствуешь и ощущаешь: город для человека, для горожанина, гостя, туриста.
Туризм и виноделие — вот два кита, на которых держится и основывается благополучие города, да и в целом Крыма. Для гостя, туриста здесь созданы практически все условия.
Жилье
С этим нет никаких проблем. Прямо на автовокзале тебя встречают желающие сдать жилье с предложениями на любой вкус. В городе очень большой выбор гостиниц, отелей любого уровня. Можно заранее (по Интернету) снять соответствующее твоим потребностям и возможностям жилье. И мы еще до отъезда сделали именно так – забронировали двухкомнатную квартиру со всеми удобствами на троих с оплатой за сутки чуть больше 2 тыс. рублей.
Валюта
В полнокровном и полноценном обороте родной российский рубль – украинская гривна в российском уже Крыму отступила по всем фронтам. В некоторых местах даже видел объявление: оплата только в рублях. А аккуратные специализированные точки–будки обмена валют (рубль, гривна, доллар, евро) встречаются в Ялте чуть ли не на каждом шагу.
Цены
Говорят (видимо, так оно и есть), что Ялта — самый дорогой город Крыма. Но он не выглядит таковым при сравнении с нашими ценами. Как мы узнали, после воссоединения цены на многие товары возросли в 2 — 3 раза. Даже учитывая это обстоятельство, они здесь мало на что выше наших. На большинство продовольственных товаров ниже или на уровне наших.
Взять, к примеру, Центральный рынок Ялты. Килограмм баранины здесь стоит 200 р., мякоть – 260 р., рёбрышки – 140 р. Десяток домашних яиц (одножелтковых) – 75 р., двухжелтковых – 100 р. Пучок зелени (лук, укроп и т. д.) – 15 р., а пучок сочной, свежей, апрельского вкуса редиски — 50 р. Килограмм сливы, такой изумительной по вкусу и крупной по размеру я еще не видел у нас (искусственно-парафиновые, евро-азиатские в гастрономах не в счёт, это в любом случае суррогат) — это я утверждаю и как аграрий — стоит 150 рублей.
Бензин – да, дорогой. Литр «А-95» премиум стоит 39,99 руб., «А-95» – 38,99, «А-92» – 36,99. Дизельное топливо — 34,5 руб., газ – 18 рублей.
Высок процент комиссии при оплате услуг сотовой связи в терминалах – до 100 рублей он составляет 20%, выше ста – 10%.
Сотовая связь
Действует только МТС. Сюда еще не вошли «Мегафон», «Билайн». Звонить в другие районы России по ним можно, но это выходит слишком дорого, да и пополнить счет нет возможности – в терминалах отсутствуют эти операторы.
Общественное питание
Очень велик выбор заведений, можно сказать, на любой вкус. И цены не выше наших. Во многих нет спиртного (при всем трепетном отношении здесь к местным винам) и сигарет.
Продовольственные магазины
Гипермаркетов типа «Караван», «Зеленое яблоко» и др. нет. В продовольственных магазинах (надо отметить, что ассортимент в них серьезно уступает нашим) чуть ли не половину, а то и больше места, занимают винно-водочные отделы. Здесь в прямом смысле культ крымских вин, они везде, просто обилие их видов и сортов. При этом пьяных, если не считать подвыпивших, не видно, да и курят здесь не так массово и активно. Товары в основном украинские — от мороженого и сахара, произведенных в Донецкой области, до питьевой воды из Львовской.
Есть узкий круг товаров местного производства, а поставки из других регионов России только набирают обороты.
Пенсии, зарплаты
После возвращения к большой родине зарплаты и пенсии в среднем были приравнены к среднероссийским, для этого их подняли в 2 — 3 раза. Как рассказал нам один из наших собеседников (работник туристической сферы), его супруга — педагог высшей категории — стала получать 12 тыс. рублей. Его мать и теща (пенсионерки) — 9 и 10 тыс. рублей. С его слов, госслужащие, пенсионеры, вроде, чувствуют себя в материальном плане относительно комфортно, хотя параллельный рост цен вызывает и какую-то обеспокоенность. А вот люди, которые зарабатывают на жизнь своей головой, умом (как он выразился), мелкие предприниматели или работники, скажем, сферы услуг пока остаются в проигрыше.
Студентка-отличница, окончившая вуз в прошлом году, с которой удалось побеседовать, получала тогда стипендию в размере 600 гривен (в рублях 1800). А сегодня её подруга, тоже отличница, студентка 5-го курса того же университета, — 2500 рублей. Она затрудняется сказать, когда студентам жилось лучше. Но в одном твердо уверена – возможностей для учебы или работы стало гораздо больше.
Транспорт
На улицах много транспорта. В основном машины среднего класса. Количество, как принято говорить, «крутых» автомобилей на порядок ниже, чем на улицах наших городов. Всевозможных кортежей с мигалками и без не видно и не слышно, да и сложно это представить в той обстановке и атмосфере. Номера практически всех машин еще украинские. 82 региона (крымской серии) — только-только появляются.
Пресса
Выбор газет в киосках довольно обширен, но уступает нашему. Местная (крымская) пресса представлена несколькими газетами. На мой взгляд, они весьма разнообразны и интересны. Цены примерно такие же (чуть ниже), как и у нас, единственное – «АиФ» (моя любимая газета) стоит 25 рублей.
Общественный порядок
На улицах города очень много туристов. Активная развлекательно-познавательная жизнь продолжается чуть ли не до утра, но нигде и ни в чем не чувствуется какая-либо напряженность, нервозность. Что интересно и совершенно не привычно — за семь дней пребывания в Ялте я всего лишь раз увидел сотрудников полиции. Каким образом поддерживается такой порядок, для меня остается загадкой, хотя никакой загадки тут, наверное, и нет.
Они о нас
О Дагестане и дагестанцах здесь знают не много. Такой вывод я сделал из бесед с теми, с кем была возможность пообщаться. Хотя делать обобщенный вывод на основе слов одного-двух десятков собеседников совершенно неправильно. Как сказал один из них (тоже из сферы туристического бизнеса), Дагестан — это республика на берегу моря, там свободолюбивый народ, вкусная кухня и водители–лихачи. Чуть подумав, добавил – там хороший коньяк и футбольная команда, где играли Карлос и Это`О. Вот и все его ассоциации…
А та вышеупомянутая студентка сразу вспомнила Р. Гамзатова, сказав, что с детства была влюблена в творчество этого великого (это её выражение. – А. А.) поэта.
Хотя основной, базовой целью в Крыму у нас была Ялта, естественно, хотелось ознакомиться, насколько это возможно, и с другими регионами полуострова. И мы не могли не поехать в город–герой Севастополь. 3-часовая поездка была нескучной – добротная дорога и, что меня удивило, по всей её длине с обеих сторон были проложены аккуратные, покрытые асфальтом, пешеходные дорожки. И пейзаж (особенно в первой половине пути) изумительно красив – слева море, справа горы. Чего не скажешь о самом городе. Ожидания были большие, но, к сожалению, они во многом не оправдались – на фоне Ялты Севастополь показался мне не таким ярким, мягким, приветливым. Он, на мой взгляд, выглядит каким-то академическим, старорежимно суховато-строгим. Хотя и есть довольно привлекательная набережная, по части чистоты и озеленённости он, наверное, где-то посередине между Ялтой и Махачкалой. А может быть, это впечатление от того, что времени для ознакомления было не очень много. До следующей встречи с городом (надеюсь, будет такая возможность в дальнейшем) буду считать, что именно так оно и есть.
Вторым городом, конечно же, был Бахчисарай. Столица Крымского ханства, город с полутысячелетней историей. Расположен он где-то посередине между Симферополем и Севастополем, от Ялты примерно на таком же отдалении, как и Севастополь. Вначале трасса идет в том же направлении, что и в Севастополь, а дальше она берет другой курс, в глубь полуострова. И чем дальше от берега, тем грустнее — дорога становится хуже и хуже, природа беднее и беднее, в общем, тут совершенно отличная от Ялтинского побережья картина.
И вот он, Бахчисарай, небольшой (менее полусотни тысяч жителей), но с богатой историей городок. Однако сегодня город особых восторгов не вызывает, первые визуальные ощущения не впечатляют – город как город, каких много на просторах нашей необъятной Родины. Совершенно другое дело — старый квартал, вернее, микроквартал. Вот тут чувствуется настоящий, как принято говорить, восточный колорит. А расположенный тут Ханский дворец выше всяких похвал. Это своеобразный микромир, целый комплекс дворцовых корпусов, помещений, построек. Можно сказать, всё в одном – и музей, и архив, и история народа, и его сегодня. Многое осталось в первозданном виде, что-то воссоздано, но самое главное — всё сохранено.
Представить, что в этом помещении хан принимал высоких гостей, тут молился, а тут его гарем… А сегодня есть возможность ходить по этим комнатам и чувствовать атмосферу того времени. Клубок эмоций…
После экскурсии по дворцу мы прошлись по старым улочкам, сувенирным лавкам, и… пора обедать. Было желание попробовать именно крымско-татарские блюда. И такая возможность тут есть. На маленьком пятачке в районе дворца немало заведений (экси-шеэр, экси-кермен и т. д.), где предлагают довольно широкий выбор блюд крымско-татарской кухни. О чем вам говорят названия этих блюд – уфакъ аш, янтык, джевизли татар аш, къурабье, апрах сарма? Мы зашли в кафе «Пушкин», прямо напротив дворца. Обед на троих из нескольких блюд, очень вкусного холодного напитка, по-настоящему заваренного чая в оригинальной посуде и десерта в этом стилизованном заведении обошелся нам в 920 рублей. Так и завершилась наша поездка в Бахчисарай.
Жаль, но не было времени посетить окрестности, в их числе знаменитые пещерные города и другие достопримечательности. Может, когда-нибудь получится сделать это. А сегодня в Ялту, оттуда по тому же кругу — Ялта – Симферополь – Анапа – Краснодар – Махачкала — домой.
Что можно узнать о целом регионе, тем более, таком загадочно интересном, как Крым, за неделю? Слишком малый отрезок времени для серьезных и глубоких познаний. Но и этого достаточно, чтобы понять – Крым и крымчане испытывают, переживают переходный, переломный период. Во всем чувствуется двойственность, двоякость. То, что воссоединение, возвращение в Россию поддерживает абсолютное большинство его жителей, — бесспорно. Их аргументы: Украина за последние десятилетия выжала, высосала все соки из Крыма, не вкладываясь сюда серьезно.
Крым не стал и не мог стать органической частью Украины. Если бы не этот референдум и возвращение, тут повторились бы события Юго-Востока Украины, но в самом страшном их варианте. Вдаваться в подробности этих аргументов вряд ли есть смысл – вопрос слишком серьезный.
У сомневающихся в правильности этого шага свои аргументы: за десятилетия в её составе Крым многими нитями – деловыми, социально-экономическими, да и семейными — вжился в Украину. И такой резкий поворот они воспринимают с долей сомнения. Чисто по-человечески это и понятно. Уверен, со временем эти сомнения пройдут. При таком потенциале и перспективах иначе и быть не может.
Говоря о потенциале, приведу один факт. В этом году Крым посетили три миллиона туристов, и это при численности населения в два млн человек. И цифра, безусловно, с каждым годом будет расти. В том числе, надеюсь, и за счет туристов из нашей республики.
Абаш Абашилов