Каким должен быть чиновник, чтобы люди его любили? При том отношении масс к избранникам, которое мы имеем сегодня, даже не представляю.
Уже не достаточно грамотно говорить о том, как всё на самом деле должно работать, и подбирать правильные слова, и обозначать проблемы. Это делают все. Просто хорошо делать свою работу весьма похвально, но в Дагестане тоже, к сожалению, недостаточно. Поговорив на эту тему с парой десятков махачкалинцев, молодых и не очень, работающих и учащихся, и даже имеющих прямое отношение к политике, я выделил наиболее важные и повторявшиеся в их ответах качества, необходимые, на их взгляд, нашим управленцам, помимо выполнения прямых обязанностей.
Должен: быть верующим, быть лидером, обладать харизмой, держать свое слово, иногда ездить на общественном транспорте и чаще находиться на улицах, чтобы быть в курсе проблем не понаслышке, быть хорошим семьянином, платить налоги, заниматься спортом, иметь рабочую специальность, болеть душой за народ, много читать, вести свои страницы в Интернете и другое.
Не должен: брать взятки (причем большинство отвечавших упоминали этот аспект первым и основным), быть необразованным, иметь особняк, ездить кортежами, перекрывая движение, быть недоступным для обращений граждан, много болтать, употреблять спиртное, пользоваться административным ресурсом в личных целях, воровать (бюджетные деньги), быть толстым и неповоротливым, обманывать и другое.
Я перебирал в голове, кто бы из наших чиновников подходил под большинство из этих критериев, и были подходящие. Однако лидером по количеству соответствий чаяниям опрошенных стал тот, о ком я, наверное, и не подумал бы, коли не случай.
На днях зашел в торговый центр «Арбат», на третьем этаже походил в книжном отделе и, выбрав чтиво, подхожу к кассе. Там с кассиршей беседует мужчина в куртке с дисками в руках, голос до боли знакомый, но со спины не разберу, кто. Девушка распечатывает диск по его просьбе и, пристально вглядываясь, говорит: «Где-то я вас видела». «Может быть», — с нотками лукавства в голосе отвечает мужчина, благодарит за помощь и расплачивается, отпуская в ее адрес добрые пожелания. При этом я начинаю понимать, почему голос знакомый и кто его обладатель. Узнав, что девушка не замужем, мужчина поворачивается ко мне и парню, стоящему следующим в очереди к кассе, и уточняет, женаты ли. С улыбкой на лице я отвечаю: «Да, Хизри Исаевич, женат». «Жаль, а могла бы получиться хорошая пара», — шутит председатель Народного Собрания и идет дальше, выходя из отдела.
«Такое знакомое лицо», — пытаясь припомнить, говорит кассирша, уже рассчитывая меня. Я не выдаю известность собеседника и спускаюсь вниз.
Выйдя из здания, иду в сторону ДГУ, и Хизри Исаевич чуть впереди прогулочной походкой. У библиотеки поворачиваю направо и теряю его из вида. Приятно на душе, что вот так запросто Чиновник может гулять пешком по городу, покупать музыкальные диски и быть, как говорится, в народе. Вспоминаю про свой опрос и определяю безусловного лидера.