2015-й объявлен Годом литературы, и хотелось бы верить, что пробелы предыдущего года учтены. Я имею в виду, что в 2014-м, на мой субъективный взгляд, год культуры так и не случился. Просто стало понятно, для кого что является культурой.
Например, в Дагестане это концерты, фестивали и привозные звезды. Судя по тому, что мы видели на поприще культурной деятельности на протяжении прошлого года, в республике был выбран метод песенно-плясочного окультуривания. Но, несмотря на относительно высокий уровень контента «привозной» культуры, наша всё так же топчется на месте. И со сцены все так же поют о «крокодильих рожах».
Очень надеюсь, подход к Году литературы в Дагестане будет не такой поверхностный и галочковый. И мы не ограничимся ввозом именитых чтецов и модных писателей, а будем развивать то, что есть у нас, и прививать любовь к чтению. Проблемы на этом поприще — далеко не последнее звено, на которое стоит обратить внимание.
По результатам комплексного социологического исследования детского чтения в России дети мало читают, предпочитая книге другие виды досуга. В последние годы специалисты отмечают ухудшение целого ряда характеристик чтения и, как следствие, снижение уровня грамотности подрастающего поколения. У нас же, в Дагестане, это проблема еще более выражена. Мало интересуется молодежь нашими писателями и поэтами прошлого, их наследие озвучивается только в пафосных речах министерских работников о былых временах. Да, был Расул Гамзатов, были и другие, но кто есть сегодня? И что мы делаем, чтобы появились новые имена в этой плеяде? Мы называем улицы их именами и вспоминаем от юбилея к юбилею.
Надо искать новые подходы к развитию литературы в республике. Проводить выставки, обогащать библиотеки, вносить изменения в школьную программу, открывать литературные кафе и радиостанции и многое другое. Хватит заседать за круглыми столами, они от этого квадратными не станут. Надо перестать говорить и начать делать.
Магомед Маматаколов