На днях у нас в гостях был уважаемый всеми высокопорядочный человек, педагог – профессионал, который отдал этой работе 50 лет, преподаватель строительного колледжа ДГУНХ С. А. Ахмедов.
— Сергей Омарович, недавно мы отмечали День учителя. А для вас это рядовой рабочий день, символическая дата или что-то значимое?
— Лично я считаю, что образование и медицина – это два основных направления, которые должно поддерживать наше Правительство и которые имеют большое значение в жизни человека. Поэтому День учителя – значимый праздник и для меня в том числе.
— Если не секрет, как вы его отметили?
— Вчера у меня было сразу два праздника – мы собрались отметить 50-летие моей деятельности в этом учебном заведении и День учителя. Посидели, были поздравления, взаимные пожелания. В общем, встретили как полагается.
— В одном учебном заведении вы проработали 50 лет?
— Да, и никуда не отлучался. Правда, бывало, что иногда я по совместительству работал в других учебных заведениях — в сельхозинституте, пединституте, политехническом институте. Но основным и самым главным для меня всегда был строительный колледж (бывший Махачкалинский строительный техникум).
— С чем связана такая преданность этому учебному заведению? Здесь условия приемлемые, коллектив притягательный или еще что-то?
— Всё это тут сочетается очень удачно. Вообще, я пошел в преподаватели потому, что мне нравилась эта профессия.
— Чем?
— Возможностью работать с молодежью. Если человек любит какое-то дело, как бы ему тяжело ни было, он будет это делать. Раньше работать было гораздо легче, чем сейчас. Вы же сами знаете, нынче контингент другой, у них интересы иные, чем у ребят в советское время. Но моя любовь к профессии все равно остается, она не проходит.
— Сейчас не сложно достичь взаимопонимания со студентами?
— Я-то студентов понимаю. Знаю, чем они живут, чем дышат, чем увлечены. Стараешься их направить на правильный путь, приходится на занятиях параллельно с учебой и воспитывать их. Им, видимо, сложнее воспринимать наши старые понятия о долге, чести, уважении, нормах поведения, чем нам – их представления о смысле жизни.
— Возможен ли тут компромисс?
— Повторюсь, раньше было легче, чем в настоящее время. Все-таки есть разное понимание учебы и воспитания. Стараемся это преодолевать. Сейчас у ребят увлечения другие, они меньше заинтересованы наукой. Некоторых студентов родители насильно удерживают в учебе, лишь бы они получили диплом.
— Может, и не нужно, чтобы каждый студент стремился к диплому?
— Было бы гораздо лучше, если бы прием в вузы стал намного жестче и принимали только тех, у кого хорошие знания. В советское время конкурс в строительный техникум был до 8 человек на одно место и мы имели возможность отобрать лучших из лучших. А теперь учебных заведений очень много, и в каждом из них практически нет конкурса. Из-за этого попадается слабый контингент. К примеру, в наш колледж мы принимаем 50 человек, а на выпускные экзамены допуск получают лишь 10, остальных отсеиваем. У нас очень сложно учиться, нужна хорошая школьная база.
— Наше образование в постоянных преобразованиях, реформированиях. А куда, на ваш взгляд, мы идем, в правильном ли направлении?
— Мне кажется, что у нас в Министерстве образования России сидят люди, которые чуть ли не выслуживаются, не знаю, перед кем, хотят показать, что они в образовании что-то новое, очень передовое придумали, модернизировали. А на самом деле лучше, чем фундаментальная советская система образования, сейчас ничего нет. Тогда не было ничего лишнего, нам не морочили голову бесчисленными отчетами. Сейчас очень много неясных бумаг, каких-то пустых отчетов, бумажной волокиты. Я понимаю, что технологии улучшаются, внедряются компьютеры, интерактивные методы обучения. И это правильно, хорошо. Но лично я считаю, что, наравне со всем этим, не следует забывать простую доску и мел, должно быть живое общение педагога со студентом. Важнее человеческого контакта, на мой взгляд, в образовании ничего нет.
— По-вашему, востребованность знаний сейчас высока?
— Этот лозунг остается, но далеко не у всех. Если сравнивать со студентами советских лет, тогда эта востребованность составляла где-то 90%. Сейчас… в лучшем случае 20 — 30%.
— Вам 83 года. Вы связываете свою дальнейшую преподавательскую жизнь с ДГУНХом или планируете заняться чем-то другим?
— Если бы мне было 20 лет, я бы строил большие планы. А в 83 года мои планы сводятся к минимуму. Пока есть силы, буду работать в родном коллективе.
— А ваш опыт, ваши знания востребованы на сегодня?
— Я такой же преподаватель, как и все. Ничем не выделяюсь, и меня ничем не выделяют. Мы все на одинаковых правах. Так будет и дальше, мне нравится моя работа.
— За 50 лет работы вы не получили никаких званий, ученых степеней. Этому помеха ваша скромность или…
— Все люди разные. Одни рвутся к такого рода почестям и добиваются их. У других нет таких устремлений. Я отношусь ко вторым. Впрочем, я являюсь почетным работником среднего профессионального образования Российской Федерации.
— От всевозможных регалий вы далеки, а взяток много брали?
— Никогда в жизни. Ни рубля. Ни даже копейки. Если я возьму у студента что-то, как я буду смотреть ему в глаза, что он подумает обо мне? Брать взятки, на мой взгляд, — позор. И этот принцип у меня в крови. Кстати, это железный принцип всего нашего учебного заведения.
— И в завершение: что бы вы хотели сказать, обращаясь к молодежи?
— Советую быть более внимательными по отношению к старшим, уважать преподавателей, своих коллег. Серьезнее относиться к жизни и учебе, не забывать, что молодость дана человеку, чтобы он мог обеспечить себе достойную старость. Если в молодом возрасте не приложить максимум усилий для самоутверждения, в зрелости это осуществить крайне сложно, почти невозможно.
Абаш АБАШИЛОВ
P. S. Сергей Омарович Ахмедов в свои 83 года в полной мере сохраняет жизненную энергию, постоянно работает над собой, хорошо владеет компьютерными технологиями. Директор строительного колледжа ДГУНХ М. Г. Магомедов говорит о нем: «Сергей Омарович – уникальная личность. Он сочетает в себе все лучшие человеческие качества и высочайший профессионализм. Его заслуги перед образованием заслуживают самой высокой оценки. Он служит примером достойной жизни и достойного служения своему делу».
Вера ЛЬВОВА