На прошлой неделе состоялось открытие 90-го юбилейного театрального сезона в Русском драматическом театре имени М. Горького.
В Махачкале он стал первым профессиональным театром РД. В 1925 г. Народный комиссариат просвещения Дагестана во главе с Алибеком Тахо-Годи взялся за создание театра. В 1926 г., по предложению Тахо-Годи, театр возглавил выдающийся режиссёр Н. Н. Синельников, которого называли тогда «провинциальным Станиславским». Согласившись стать художественным руководителем Русского театра, Синельников приехал не один, а с прекрасной труппой, в которую входили артисты, ставшие впоследствии крупнейшими мастерами театра и кино: Михаил Царёв, Г. Белов, В. Флоринский, Ольга Жизнева, О. Арди-Светлова, Е. Страхова, Всеволод Блюменталь-Тамарин и другие. Самыми первыми пьесами, которые были представлены горожанам, стали: «Принцесса Турандот» Шиллера, «Горе от ума» Грибоедова и «Мандат» Евреинова.
Зритель потянулся к театру, атмосфера в зале и на сцене настраивала на творческий диалог и взаимопонимание. Русский театр конца 1920-х — начала 1930-х годов был прежде всего просветительским, который знакомил зрителей Дагестана с русской и зарубежной классикой, с советской и дагестанской драматургией. Ставились спектакли и для детей. После отъезда Н. Н. Синельникова Русский театр в разные годы возглавляли Н. Арди, М. Смоленский, Г. Невский, А. Полонский.
В 1932 г. ему было присвоено имя Максима Горького. Серьезным событием в творческой жизни театра стало его обращение к национальной тематике. Это были спектакли «Гибель Хаяра» В. Славянского (1931), «Судьба гор» С. Мстиславского (1933), «Горцы» Р. Фатуева (1939). Во второй половине 30-х годов сюда пришли талантливые артисты, внесшие большой вклад в дальнейшее становление и развитие Русского театра. В их числе — известные в республике имена: М. Дагестанова, Т. Романова, С. Токарь, В. Богданский, Г. Мартини, В. Белов, С. Долин и другие.
С началом Великой Отечественной войны большая часть артистов ушла на фронт. А другие влились в труппу Московского театра им. М. Н. Ермоловой, который в марте 1942 г. был эвакуирован в Дагестан.
За все время работы в Махачкале театром дано 79 концертов и выступлений в госпиталях и в военных частях, сыграно 11 шефских спектаклей в Фонд обороны. Театром руководит одно желание – дать как можно больше хороших, настоящих и нужных спектаклей, внести свою долю советских художников в великое дело борьбы за свободу и независимость Родины и полного разгрома гитлеризма. 20 августа 1942 г. пребывание в Дагестане Московского театра им. Ермоловой завершилось.
Группа артистов театра вошла в бригаду, обслуживающую воинские части в прифронтовых городах и селах. Специальным решением Госкомитета по культуре в 1943 году была восстановлена дагестанская труппа Русского театра. С декабря 1943 года он начал вновь функционировать в своем помещении. Главной темой спектаклей, как и других театров страны, в военные и послевоенные сороковые годы стала тема героического подвига и патриотизма. На сцене шли пьесы советских и дагестанских авторов: «Великий государь» В. Соловьева, «Парень из нашего города», «Так и будет», «Ансар» А. Аджаматова, «Фронт» А. Корнейчука и другие.
В 50 — 60-е годы художественное руководство театром осуществляли режиссёры Г. Рустамов, Н. Лукин, С. Казимировский, И. Сапожников. Благодаря их усилиям и таланту, театр вновь обретает свое творческое лицо. В этот период сюда приглашены новые актёры, здесь постепенно сформировалась большая профессиональная труппа. Приток новых творческих сил в лице К. Якушева, А. Копенкина, И. Карбовского, В. Просолова, Р. Кулик-Терновской, В. Опариной, И. Смоктуновского внёс свежую струю, дал возможность расширить жанровый диапазон пьес. К. И. Якушев до конца жизни связал свою творческую судьбу с Русским театром и служил ему не только как профессиональный разнохарактерный актер, но и как режиссер-постановщик.
Вторая половина 50-х годов привнесла атмосферу оптимистического мироощущения, радость ожидания больших перемен, состояние духовной раскованности, творческого вдохновения. Литература, искусство, театр, кино буквально «взорвались» яркими талантливыми произведениями о человеке и времени, отразившими настроение «хрущевской оттепели». Такие пьесы, как «Иркутская история» А. Арбузова, «Такая любовь» П. Когоута, «Мария» А. Салынского, «Перед ужином» В. Розова, «Совесть» Д. Павловой, «Коллеги» В. Аксенова.
В последние десятилетия творческую работу театра возглавляли режиссеры А. Щекочихин и И. Казиев. С 1993 г. главным режиссером работает заслуженный деятель искусств РФ Скандарбек Тулпаров — выпускник Московского высшего театрального училища имени Щукина. За 22 года работы в Русском театре он поставил спектакли «Лакейские игры» Э. Брагинского, «Ловушка» Р. Тома, «Два клёна» Е. Шварца, «Полоумный Журден» М. Булгакова, «Дядя Ваня» А. Чехова и многие другие.
Театральная труппа сегодня включает таких артистов, как народные артисты РД: Юрий Колчин, Ирина Давидьянц; заслуженные артисты РД: Татьяна Алиева, Владимир Мещерин, Любовь Данилова, Валентина Колчина, Елена Чистякова, Нина Тушишвили и молодежь.
С 2007 г. на площадке Русского театра им. М. Горького проходят международные фестивали русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона. В общем, театр продолжает жить!
Наталья ТАБУНЩИКОВА