Почетный работник общего образования РФ (по классу «вокал»), голос «Русского радио», финалистка конкурса «Живой голос Дагестана», а также участница благотворительного проекта «Давайте творить добро вместе» — Салихат Валиева посетила редакцию «МД».
Свой творческий путь певица начала с детства. Как и у всех ребятишек, импровизированной сценой был табурет, а микрофоном — что под руку попадется (дезодорант, ручка от прыгалки, карандаш и т.д.). Первые зрители — родные, именно им она устраивала творческие вечера.
— Родилась и жила я в Каспийске. Там же училась, в СШ №2. После школы поступила и успешно окончила Дагестанский государственный педагогический институт (музыкально-педагогический факультет). Потом по распределению поехала в Амурскую область работать педагогом по музыке в школе.
Трудилась в радиокомитете, но эта рутинная работа не пришлась по душе, поэтому не задержалась там надолго. Меня пригласили в Ансамбль песни и танца Дагестана. Тогда там работали мэтры советского периода, и я среди них — совсем молодая девчонка, но с не менее звонким голосом. Кстати, в институт принимали без экзаменов, я брала почти четыре октавы. Со временем, когда не поешь, высокие ноты в диапазоне (колоратура) утрачиваются. Голос – это ежедневные тренировки. Поэтому он должен работать на данных позициях, чтобы не утратить диапазон.
Спустя два года Ансамбль песни и танца закрыли и на базе него создали новый вокально-хореографический ансамбль «Дагестан». Там я пела народный фольклор на разных языках. В основном на кумыкском языке, хотя сама даргинка, но родной, к своему стыду, знаю не очень хорошо.
Я, наверное, одна из немногих певиц, которая не культивирует свадьбы, хотя это основной доход исполнителей. Хожу к родным, друзьям и пою свадебный репертуар.
— Почему?
— Потому что я больше классическая певица, чем поп-дива, и считаюсь не форматом на эстраде. На свадьбах люблю импровизировать, пою мою визитную карточку – тост в классическом варианте. Получается неординарно и креативно. Гости всегда в восторге. Это моя фишка.
— Не сложно было переходить с классического исполнения на эстрадное?
— Сложно, потому что это совершенно разные исполнительские техники. Прослушалась в оперу и, пока ждала свободную единицу, увлеклась эстрадой. Сегодня техника позволяет петь все, что угодно. И мне это нравится.
— Как оцениваете современный шоу-бизнес?
— О дагестанском шоу-бизнесе можно говорить долго. Скажу так – некоторые в погоне за количеством забывают о качестве. Кто-то записал песню и думает, что он уже мастер. Сегодня для многих важны не голос и талант, а смазливая внешность. Отсутствие голоса компенсируется с помощью компьютеров.
Из дагестанских исполнителей отметила бы Розу Максумову – это действительно мощный голос и артистизм. Талантливы и Рукият Гамзатова, Зайнаб Махаева, Тавус Магомедова, Лариса Гаджиева. Из молодых нравятся Арчи-М, Нурианна Каллаева, Жаклина, Даниэль Гарунов.
— Каковы ближайшие творческие планы?
— Готовлю сольный концерт с живыми инструментами и звуком. Анонс его будет заявлен. В репертуаре разные по стилю и жанру песни. Режиссирую сейчас ход концерта с залом. Наш министр культуры Зарема Ажуевна обещала помочь. Нужна поддержка спонсоров и меценатов для технического и материального оснащения концерта. Сложно оплатить большое количество живых исполнителей разного уровня – от народных инструментов до оркестра.
Основная моя деятельность вне сцены – работа с подрастающим поколением. Люблю молодежь. Преподаю много лет в государственной гимназии музыкально-хореографического образования (ГГМХО), музыкальной школе им. С. Агабабова в Каспийске и в восьмой школе искусств г. Махачкалы.
Радуюсь, когда вижу исполнительский рост. Когда исчезают дефекты речи и открывается звук, мощь голосов. Когда поют на конкурсах и добиваются успеха. Когда дети в результате выбирают специальность «вокал» и идут в высшие учебные заведения
Регина Курбанова