Наша справка:
Наталья Антоновна Боровикова, директор Кизлярской гимназии №1 имени М. В. Ломоносова, родилась в Кизляре в 1970 году.
В 1987 г. поступила в Томский государственный педагогический институт. По окончании преподавала в родной школе №3 русский язык и литературу.
В 1998-м приняла участие в конкурсе «Учитель года» и стала победителем.
С 2001 по 2010-й трудилась специалистом в Управлении образования Кизлярского района.
В декабре 2010-го назначена директором гимназии №1 им. М. В. Ломоносова.
В 2014 году гимназия объявлена победителем конкурса среди образовательных учреждений Кизляра и награждена дипломом первой степени, кубком и символом мудрости — фарфоровой совой.
По итогам всероссийского мониторинга гимназия №1 вошла в 100 лучших школ России и включена в Федеральный электронный реестр «Доска почёта России».
Наталья Боровикова избрана в состав руководства отделения движения «Матери России».
В 2015-м она заняла 1-е место в республиканском конкурсе «Лидер в образовании».
…Раннее утро. На пороге гимназии входящих тепло встретили директор Наталья Боровикова и её заместители Елена Чернова, Наталья Клюс, Татьяна Марченко. Все как на подбор красивы, элегантны, прекрасно одеты. Любо-дорого смотреть.
Прозвенел звонок на урок, и мы с директором Боровиковой прошлись по современному, красивому, уютному зданию. Уединились на несколько минут в её кабинете. Я уже заранее знала, что долгого разговора не получится: начнутся телефонные звонки, обращения педагогов и родителей по различным вопросам. Предчувствия меня не обманули: в кабинет вошла секретарь и доложила, что прибыли телевизионщики и срочно необходимо провести съемки. Пришлось уступить своим коллегам.
Прошло время. Директор проводила гостей, и я буквально на ходу начала задавать ей вопросы.
— Наталья Антоновна, пока шли съемки, я прочитала несколько номеров городской газеты, в которых о вашем учебном заведении журналисты написали положительные статьи. Как вы этого добиваетесь?
— Моя деятельность как директора направлена на повышение уровня образования и воспитания учащихся, создание условий для повышения профессионального уровня педагогов, а также на стабильную работу образовательного учреждения и его развитие.
Одним из приоритетных направлений своей деятельности считаю воспитание гармонично развитой, нравственной, культурной личности, адаптированной к современным условиям жизни. Для реализации этой цели в нашей гимназии создаются все условия.
Наш учительский коллектив творческий, внедряющий новые педагогические технологии. В связи с этим хочется привести слова Николая Чернышевского: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человека сделать образованным». Мы работаем именно в этом направлении.
Каждый человек в нашем коллективе отличается большой активностью, а это значит, он не просто хорошо выполняет служебно-должностные обязанности, а свободно самовыражается. Активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании. Каждый учитель ставит перед собой высокие планки. Он стремится полнее реализовать и раскрыть свои способности и наклонности, этим осуществляется его всестороннее, целостное развитие как личности. Степень проявления активности и развития инициативы человека в значительной мере зависит от того, действует ли он наедине с собой или в условиях прямого контакта с другими членами коллектива. И чувства, и моральное состояние, и сознательная активность человека на людях заметно отличаются от его поведения в одиночестве.
Конечно, мне как руководителю легче работать в высокоорганизованном коллективе, но для создания такого от меня требуются большие усилия и квалификация. Дело в том, что на организованность влияет очень много объективных и субъективных факторов: и ролевая особенность личности, и общее состояние дисциплины, и другие. Я прекрасно осознаю, что даже идеально организованный коллектив в процессе работы испытывает сбои в силу ролевых особенностей его членов как субъектов труда, общения и познания.
Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают всех его членов, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии и тому подобное. У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, напряженности и недоверия. Благоприятный моральный климат – непременное условие работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, чёткость организации и согласованность усилий работников – вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность трудовой деятельности коллектива.
Поэтому я придерживаюсь искренности во всём. Среди наших педагогов вы не встретите равнодушных. Все учителя наполнены любовью в широком смысле этого слова, любовью во всем и ко всему — к миру, в котором мы живем, к жизни, детям, природе, которая дарует нам свои блага…
Перед педагогами ставится задача создания эффективной системы выявления одаренных детей, поскольку они являются уникальным ресурсом регионов. Помимо образовательных функций, школа должна стать центром творчества, спорта, здоровья, организации свободного времени детей.
— Хочу вновь вернуться к публикациям в газете. В последней статье «Одарённые дети – богатство России» написано, что за год в различных олимпиадах по 21 предмету участвовало свыше трёх тысяч кизлярских школьников и почти в каждой номинации победителями названы ваши гимназисты. Приведу несколько фактов.
В олимпиаде по математике имени Чебышева победили учащиеся гимназии №1: Рамазан Рабаданов, Даниил Боровиков, Мейлан Мейланов (учитель Б. Гаджиева), Ислам Юсупов (учитель Е. Чернова). Рамазан Рабаданов даже поехал в Сочи на олимпиаду по математике… И на Международной олимпиаде по английскому языку гимназисты заняли первое место. По истории Фатима Магомедова (учитель У. Аманакаева) проявила себя специалистом и так далее…
— Всё верно. Ученики педагога Светланы Фёдоровны Гарник на международных олимпиадах по английскому языку занимают только призовые места.
Кстати, приказом министра образования и науки Республики Дагестан в список победителей республиканского конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения в 2015 году были включены: учитель русского языка и литературы Людмила Ляховая, учитель английского языка Светлана Гарник, учитель математики Елена Чернова и учитель истории, обществознания Елена Бабошина.
Летом прошлого года единственный представитель нашей Республики — Елена Бабошина — приняла участие в седьмом Международном педагогическом форуме в Санкт-Петербурге, в рамках которого провела мастер-класс…
В конкурсе педагогического мастерства «Самый классный классный» Светлана Мастеркова в республике заняла 1-е место, Анжела Махмудова в конкурсе «Мастера интерактивных технологий» в Ставрополе стала абсолютным победителем, Хадижат Камалова – в республиканском конкурсе «Лучший технический инспектор» — 1-е место, Карина Тарасова в республиканском конкурсе «Учитель года – 2016» — 3-е место. Хочется отметить и спортивные достижения учителя Хайрулы Чачанова. Среди ветеранов спорта по лёгкой атлетике он занял первое место. Руководитель ОБЖ Абдулазиз Касумов дополнил список победителей. Пропаганда спорта у нас велика. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. В стенах нашего учебного заведения в большой спорт готовы пойти десятки юных спортсменов.
Не отстают от учителей и гимназисты. В копилке достижений значатся 73 победителя. Они постоянно радуют нас своими успехами. Это ученики учителя начальных классов Натальи Клюс, учителей математики Елены Черновой, Бадрижат Гаджиевой, учителя истории Увылхан Аманакаевой, учителей начальных классов Анастасии Нероновой, Джамили Атаевой. Да разве всех перечислишь. В нашем коллективе все учителя с большой буквы.
Нам, педагогам, было отрадно узнать, что выпускники, покинувшие гимназию с золотыми медалями: Сергей Чернов, Ангелина Судейкина, Гамид Курбанов, Юлиана Ерёмина — с большой отдачей учатся в самых престижных вузах нашей страны. Несомненно, из них выйдут умные, образованные, порядочные специалисты, к которым с глубоким уважением станут относиться люди. А это значит, что наш труд будет оценен по достоинству.
Вера ЛЬВОВА,
фото автора