В конце лета в Дагестане состоялся межрегиональный форум «ЗаЩИТом» — по тематике обеспечения безопасности от угроз, присутствующих в сети Интернет.
Одним из приглашенных экспертов мероприятия стал подполковник полиции Гор Саркисян, врио замначальника кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России. На полях форума Гор Георгиевич ответил на несколько вопросов нашего еженедельника.
Противоядие от вербовщиков
По просьбе «МД» Гор Георгиевич разобрал модель ситуации: «сын друга» эксперта явно увлекся экстремистскими ресурсами в Сети. Что можно порекомендовать самому юноше? И его родителям?
— Вопрос больше носит воспитательно-педагогический уклон. Я не эксперт в области педагогики, но вместе с тем как сотрудник МВД России, который занимался в том числе и задержанием различного рода преступников, скажу следующее.
Очень важно слышать своих детей. Слушать и слышать. Иными словами, сын не должен бояться подойти к своим родителям, что-то сказать, спросить, поделиться и так далее.
Доверительные отношения в этом смысле являются важнейшим ключевым фактором.
Второе. Отношение юноши к экстремизму, его понимание опасности этого явления должно формироваться не после того, как он столкнулся с ним, а ДО этого. Либо в школе, либо дома он должен услышать о том, что это такое, что оно несет, какие последствия могут вызвать действия экстремистского характера.
Юный человек должен быть заранее подготовлен к таким угрозам (!) и в этом смысле быть защищенным от экстремизма.
Аргументы, а не угрозы
Но вернемся к ситуации в том виде, как она сформулирована в вопросе: «сын друга» не получил подготовки, о которой речь шла выше, – и юноша, к сожалению, замечен в настойчивом интересе к тематике радикализма.
Тут опять же нужно разговаривать с сыном. Спокойно (только именно спокойно – не срываясь в крик, в истерику, в нервно-эмоциональную перебранку) и предметно разговаривать с ним. Аргументированно возражать на те тезисы, которые пытаются вложить в его уши пропагандисты экстремизма. Обстоятельно отвечая на вопросы и сомнения самого юноши.
Это может быть непросто, и к беседе, возможно, придется вернуться не раз и не два. Уже хорошо, если юноша не закрывается от таких диалогов со своими родителями: у тех появляется возможность в итоге достучаться до него.
То есть те вещи, те знания, которые в более предпочтительном варианте случае юноша услышал бы еще до знакомства с экстремистской продукцией, в нашем варианте он должен получить в виде «противоядия», когда «отравление» уже случилось.
И еще: разговаривать нужно не на фоне угроз и наказаний. И, конечно, не в контексте ограничения «отключить Интернет».
Я вообще против такой меры: сегодня без Интернета не может прожить ни взрослый, ни ребенок. Жизнь людей и общества в целом все больше переходит в информационное пространство. И в этом плане детей тоже нужно готовить. Они должны знать о существовании телефонных и иных мошенников, о фейках и так далее.
Вытеснение радикализма
Юношу нужно занять полезным делом – так, чтобы его активность и время были заполнены альтернативными (экстремизму) делами. Это, кстати, может быть и собственно борьба против радикализма. Может быть волонтерство или что-то еще.
Юноша должен ощущать свою нужность, полезность, значимость. Например, для населения. Для конкретных людей, нуждающихся в той или иной помощи, заботе и т.д. Не в общении с вербовщиками экстремизма он должен удовлетворять эту свою потребность!
И, конечно, он должен ощущать, что родители его слышат. И отвечают ему.
В этом случае ему будет проще осознать, что ни один посторонний человек не желает ему добра больше, чем его родители и родственники.
А вообще вербовщики очень любят использовать эти «ниши», как бы восполняя желание юного человека быть услышанным, понятым, причастным к чему-либо и т.д.
Не нужно оставлять им пространство для таких маневров. Другом (старшим, любимым, знающим и авторитетным) для своих детей должны быть сами родители.
Одна новость, десять источников
— Можно ли так выстроить жизнь детей, чтобы они в принципе не пересекались с пропагандой экстремизма?
— Такую задачу легче озвучить, чем реально решить. Эта пропаганда может присутствовать на самых разных ресурсах, и с какими-то из них юноша, скорее всего, рано или поздно все же столкнется в информационном пространстве.
Поэтому нужно обучать приемам защиты от нее. К примеру, тот же принцип перепроверки, о котором мы говорили на лекции: ознакомился с новостью – перепроверь и сравни, что о том же событии сообщает другое СМИ или иной ресурс.
Даже не один ресурс, а три, пять, десять. То зерно, которое повторяется у всех источников, скорее всего, будет правдой. То, что сообщил только один из этих ресурсов, нужно перепроверять.
Опасное «хобби»
— Еще одна модельная ситуация: молодой человек заходит на экстремистские ресурсы с оговоркой, что не видит в этом угрозы для себя: «Да, я в курсе, что это плохо; просто интересно глянуть»…
— Нет, я не сторонник таких «хобби», пусть даже в самом деле из любопытства.
Помните, на лекции (в ходе выступления Гора Георгиевича на форуме. – «МД») мы говорили о том, что при телефонных звонках мошенников, распознав это, не нужно вступать в длительные беседы с ними – будь то с целями язвительно ответить им, «поиграть», поиздеваться над ними самими и т.д.
Этот контакт не несет пользы, и от него нужно дистанцироваться. То же самое – и радикализм. Для чего, тем более осознавая опасность, продолжать потреблять экстремистский материал «из интереса»?
Что может быть интересного в чьих-то преступлениях, в призывах к таким преступлениям, в чьих-то страданиях (вызванных этими преступлениями) – тем более что на том «конце провода» ставится цель не просто удовлетворить ваше любопытство, а втянуть вас в эту же преступную деятельность.
Напоследок я не добавлю чего-то нового, а еще раз повторю то, считаю очень важным: нужно уметь слышать нашу молодежь.
Чувствуя эту связующую «нить», эту доверительную общую «частоту» со своими родителями, именно к ним юноша и пойдет с волнующими его заботами и вопросами. К родителям, а не к подозрительным незнакомцам с улицы и не к вербовщиками из Сети.
Интернет и Уголовный кодекс
И еще одна рекомендация – по информационной гигиене. Старайтесь ориентироваться на те звонки, на те электронные письма, которые поступают от проверенных адресантов. По незнакомым ссылкам предпочтительно не переходить вовсе.
Среди ссылок бывают и такие, по которым достаточно проследовать, чтобы спровоцировать для себя те или иные проблемы. Скажем, ссылки от уже взломанных ваших «френдов» могут привести к взлому и вашего аккаунта.
Другие непродуманные шаги в Сети могут привести к потере денег и т.д.
Еще вариант, очень тяжелый, с уголовным преследованием и перспективой длительного лишения свободы по приговору суда: вы, сами того не осознавая, совершаете какие-то действия, в результате которых ваши денежные средства перечисляются экстремистским или террористическим организациям. («Финансирование терроризма» в УК РФ относится к числу тяжких преступлений)
Будьте внимательны и осторожны!
О себе
Имею два высших образования: юридическое и экономическое (магистр менеджмента).
Кандидат юридических наук. Подполковник полиции. Ученый секретарь диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук и ученой степени доктора юридически наук.
Дважды выигрывал грант Росмолодежи – в 2018 и в 2022 году, во второй раз – как раз по проблематике противодействия экстремизму.