Женский вопрос в Дагестане как бы и не стоит. У нас нет проблем с женщинами.
Таких, как, к примеру, в Саудовской Аравии, где только в начале третьего тысячелетия женщина вообще приобрела гражданский статус, а о вождении автомобиля на Востоке продолжаются яростные споры: харам не харам?!
Нет у нас и западных излишеств. Хотя очаги и восточного, и западного образа всё-таки прорезаются на дагестанской социальной почве.
Недавно ДГУ инициировало проведение конференции об образе восточной женщины. Куратором научного мероприятия был профессор ДГУ, философ Мустафа Билалов. Он же, кстати, курирует и работу философско-интеллектуального клуба «Эпохе», на чьей площадке часто происходит философский батл разных точек зрения.
Просто не задавай вопросы
Проблема «арабского одеяния» беспокоит одну часть дагестанского общества; другая часть радуется тому, что дагестанские девушки возвращаются к истокам – к религии своих предков.
Третьих вообще беспокоит триумфальное шествие феминизма по миру и бесцеремонное его вторжение в Дагестан — оплот патриархальных ценностей и консерватизма. На неделе и на площадке ННТ проведено ток-шоу на тему о том, какой должна быть дагестанка, горянка в XXI веке. Часть разговора, как водится, перетекла в форму одежды. Как правило, когда говорят об образе женщины в Дагестане, имеют в виду, что она должна определенным образом быть одета.
В Махачкале есть магазин женских аксессуаров под броским названием «Просто покройся», который, к примеру, шокирует философско-интеллектуальную часть столичной общественности. Как так: возьми и просто покройся. В этом призыве им видится, что женщине, как, дескать, в глухих и темных клерикальных временах, приказывают просто заткнуться и надеть то покрывало, которое ей заготовлено по факту рождения в этномусульманской семье. Это, безусловно, оскорбляет тех, кто не приемлет подобного подхода. В принципе, это отражение уровня развития дагестанского общества и форм убеждения. Просто покрыться, просто сделать, просто… не задавать лишних вопросов и просто сделать то, что тебе говорят старшие. Дагестан таков.
Но определенные дагестанские сообщества не принимают подобных интерактивных форм. В последнюю четверть века мы очень сильно озаботились содержанием. Как говорят разумные имамы (а таковых в религиозной сфере, верю и надеюсь, гораздо больше), есть надежда, что количество перейдет в качество. То самое количество богомольцев, которые оставляют своих железных коней на проезжей части, наезжают на тротуары и создают в джума заторы на дорогах.
Главное — внешность?
Внешний флер – это, конечно, серьезный сигнал к тому, чтобы показать обществу, кто я есмь такой (или такая), но для Бога он не имеет определяющего значения. По крайней мере, Коран частенько нам напоминает о том, что «Аллах знает сущность сердец», тем намекая: Господу важно содержание. О том говорят и хадисы – высказывания пророка Мухаммада: смотрит на ваши сердца, а вовсе не на внешность и форму одеяния. Одеяние – это фактор горизонтальных связей. Оно очень важно, особенно в Дагестане, хотя бы ради компромисса; шаткого гражданского мира; баланса интересов.
С другой стороны, к определенному одеянию и кораническому призыву нужно идти постепенно, без резких рывков, грубых и некорректных призывов «просто покрыться», «одеть самому платок, если не можешь одеть на жену» и пр.
Это вызывает в определенной части общества лишь раздражение и отдаляет, в общем, раскалывает общество. Коран говорит пророку о том, чтобы его женщины покрывали свои красоты: это естественно для любой девушки, в которой сохранилась природная застенчивость и существуют определенные, обусловленные историческими реалиями, форматы жизни, общественно-политический строй, формация и прочие особенности.
Современные мусульманские ученые (к примеру, Шамиль Аляудинов) делают послабления в ношении хиджаба девушкам-студенткам, если такие правила заведены в институте или школе, где она обязана проходить практику. В общем, без фанатизма. Другое дело, что российское общество должно быть терпимее к хиджабу. Но, коль уж этой терпимости нет на фоне террористических актов и разнузданной медийной работы, болезненной фиксации на мусульманах – то и приходится оживлять компромисс со стороны религии. Хотя религия, казалось бы, меньше всего годна для компромиссов, ввиду канонических строгих установок в исламе. Тем не менее, пророк Мухаммад являл собой образец сострадания, любви и компромисса. История вам в свидетели.
Таким образом получается: говоря об образе дагестанки в XXI веке, мы раз за разом натыкаемся на ее внешний вид, форму одежды, то бишь — хиджаб. А он в России на особом учете. И здесь нужно быть аккуратным всем сторонам – не скажу конфликта – скажу всем сторонам недопонимания.
В итоге, в ходе дискуссий получили, что дагестанка – это активная, желающая обучаться и быть в тренде женщина, в целом внушаемый индивид. Никто не только не против того, что она водит автомобиль, но и удивляются ее способности совмещать хозяйство и красоту. Но и красота, на которой в последнее десятилетие помешана дагестанка, – это не красота ради красоты. У нее есть вполне утилитарная целевая установка: она хочет счастья, любви, в конечном итоге – для замужества. Накачивают губы и делают иные косметические процедуры и манипуляции – так это всё для того, чтобы выйти замуж за лучшего дагестанца, который наряду с умением варить хинкал, ценит и женскую грацию. Пусть иногда синтетическую, но всё же: красота требует жертв, и силикон с ботоксом в помощь в добывании счастья!
Очень сильное желание обрести женское счастье, домовитость, любовь к детям — это из качеств дагестанки, переступившей в XXI век со всеми техническими завоеваниями. Стиральная машина, кухонные комбайны, полуфабрикаты – и вуаля — вы лучшая домохозяйка. Предприимчивость дагестанки – это эволюционный генотип, заштампованный временем. Наши женщины не только коня на скаку остановят, но и всадника могут повалить, если он пришел с недобрым намерением в горы. Да, трудолюбивые, да, воинственные, но при этом подверженные и западным влияниям. И в моде, и в привычках. Правда, привычки дагестанка меняет так же быстро, как и приобретает. И все же патриархальность дагестанского общества не позволяет дагестанке настолько освободиться, чтобы походить на европейскую женщину.
Наблюдатели отмечают и такое свойство нашего общества, как лицемерие и мимикрирование под авторитетные идеологические установки и тренды. То есть сексуальная революция вроде в Дагестан пришла, однако всё, что касается межполовых взаимоотношений, выведено за скобки и находится в андеграунде. Вместе с тем любвеобильность дагестанских мужчин нашла выход в религиозно маркированной полигамии. Многоженство, которое в самой женской половине мусульманства не находит такой воодушевленной поддержки. Особенно если женщина на правах первой или старшей жены. Но тема многоженства – отдельная, и ее мы пока обойдем.
8 марта – Международный женский
Этот день, по сути, государственный праздник, который нам достался в наследие от СССР, продолжает вызывать бурное противление и дискуссии в дагестанском обществе. Наряду с Новым годом он стал объектом анафемы религиозно-окрашенных людей, которые считают своим долгом накануне этого госпраздника рассказать о его харамных истоках. Формулировка стандартная и скучная – у мусульман свои праздники и всё такое. А 8 марта – дескать, так это вообще какой-то праздник проституток и иудейских блудниц. Причем семитскую версию в увязке с представительницами древнейшей профессии начали выбрасывать в массы совсем недавно.
Для чего это делается? — спросите вы. Отвечу вам прямо вопросом на вопрос: а для чего в 90-х годах нашу вполне мирную мусульманскую общину (где Багауддин Мухаммад дружил с представителями официального ислама) начали вскрывать всякого рода очистители-эмиссары с Востока? Не догадываетесь – кому это было выгодно?! Как говорили классики социализма: ищите, кто платит, и вам всё станет ясно.
В данном случае с противлением праздников нам хотят внедрить еще один раскол. Раскол в расколе. Не так – так эдак. Подозреваю, что идею об т.н. сионистских (или еврейских) блудницах запустили сами идеологи раскола, закулисье рулит. Причем для острастки сами себя же и высекут: а почему бы и нет. Раскол нужно вносить по всякому поводу, при этом все методы хороши. В том числе и миф о еврейских блудницах.
Представляете 8 марта и еврейских блудниц, которые аккуратно вели календарь и запомнили именно эту дату, у них даже оторванный лист календаря сохранился до нашей эры. Ну вот надо же — умеют развести нашего мусульманского брата.
Товарищи, давайте без фанатизма. Есть государственный праздник. Спокойно проходим мимо, если он оскорбляет чьи-то чувства; спокойно отмечаем, если принимаем. И в том, и в другом случае Господу Богу как-то ровно. Сохраняйте положительные эмоции; берегите матерей, сестер, дочерей, жен. Все остальное — от лукавого.
Ханжан Курбанов
P.S. Те, кто вносит раскол, – вносят его и запрещая государственные праздники. Это тоже своего рода диверсия. Не поддавайтесь на провокации.