Вот так я и думал, когда спускался в лифте в хранилище Национальной библиотеки. Лифт, рассчитанный на четырёх человек, был полон волшебников и фокусников. Они снисходительно смотрели на дуло моего фотоаппарата и, может быть, думали так: «Ну что, репортёришка, решил нас разоблачить? Ну давай, щёлкай своей камерой!»
Да не хочу я вас разоблачать и даже рад быть в вашей костюмированной компании. Волшебства не бывает, но проверить не мешает. Моё любопытство росло по мере того, как лифт опускался всё ниже и ниже под землю. Наконец, он остановился, и двери со скрипом раздвинулись.
Металлическая площадка, за ней — лестница в кромешную темень.
Стоящие рядом маги зажгли свои фонарики, и я увидел внизу массу детских лиц, смотрящих на свет. Искорки полетели. Нет, в их глазах не читался испуг – они, плотно прижавшись друг к другу, ожидали представления.
– Здравствуйте, будущие маги, волшебники и волшебницы! Мы приветствуем вас в нашей Школе магии и волшебства Хогвартс!
Я-то думал, что Ольга Алиева работает в отделе культурных программ Национальной библиотеки, а она — та самая Минерва Макгонагалл — заместитель директора школы чародейства и волшебства Хогвартс, декан Гриффиндора, преподаватель трансфигурации, профессор.
Она вытащила из-под чёрного плаща белоснежный свиток, поправила очки и продолжила свою речь.
– Перечислите все истории, произошедшие с Гарри Поттером.
Я уткнулся в свою фотокамеру, ища защиты, так, чтобы профессор ненароком не посмотрела в мою сторону. Её высвеченное лицо было обращено вниз, на детей, которые, как в школе, тянули руки.
«Гарри Поттер и философский камень!» «Гарри Поттер и Тайная комната!» «Узник Азкабана»… «Кубок Огня»… – кричали они наперебой. В этот самый момент над головами детишек взлетела сверкающая палочка. Оказывается, это помощница царицы Книжного мира привела детей сюда и теперь настойчиво стала призывать их к послушанию.
– Настало время показать свои знания! – невозмутимо продолжала Макгонагалл. –Ваше поступление в школу будет зависеть от того, насколько точны и правильны будут ваши ответы. Вам предстоит сдать экзамены.
Вопрос первый:
«Как звали родителей Гарри Поттера?»
Вопрос второй:
«В каком возрасте юных волшебников принимают в Хогвартс?»
Вопрос третий:
«Откуда у Гарри мантия-невидимка?»
Четвёртый:
«С каким животным разговаривал
Гарри Поттер в зоопарке?»
Пятый:
«Где находилась комната
Гарри Поттера в доме его дяди?»
В этот момент Макгонагалл посмотрела в мою сторону и уже с определённой строгостью в голосе сказала:
— А теперь СУПЕР-ВОПРОС:
«В чем сходство волшебных палочек Гарри Поттера и Волан-де-Морта?»
Отвечающий получает жетон с изображением Гарри Поттера.
Как я попал наверх, не очень помню, в глазах ещё прыгали светлячки фонариков. А библиотека была залита солнцем. Разукрашенные мордочки детей сновали по разным этажам и площадкам. «Библионочь» в самом разгаре, хотя на дворе полдень. Магия, волшебство – не знаю. Внизу у свободного микрофона сменялись группки выступающих. Стихи, песни, сценки. Школа за школой. На третьем этаже – мастер-классы по причёскам и оригами. В конференц-зале – просмотр детских фильмов. В фойе перед залом тоже работает проектор. Ребята останавливаются и смотрят. Так я и снимал в этот день портрет за портретом. Задумчивые, непосредственные, на редкость внимательные к словам библиотекарей.
И вот уже помощница царицы ведёт в подземелье новую партию желающих поступить в школу магии. Такой круговорот в Национальной библиотеке до позднего вечера.
А вечером! Вечером случилась запоминающаяся встреча, посвящённая дагестанскому кинематографу. Наши актёры, режиссёры, музыканты помогли сделать его информационно наполненным и интересным.
Фильмы, конечно, известные: «Тучи покидают небо», «Загадка кубачинского браслета», «Ожерелье для моей Серминаз», «Чегери», «Снежная свадьба», «Адам и Хева», «Исповедь», «Мой Дагестан». Вспомнили и «Белое солнце пустыни», и фильмы российских режиссёров, в которых играли наши артисты. Интересным и интригующим стал диалог актёров из фильма «Тайна рукописного Корана» Патимат Кагировой и Баганда Магомедова.
– А ведь он обещал на мне жениться, — смеялась Патимат.
И было классно, когда они дуэтом исполнили песню. Продолжение фильма. Патимат опять в роли Зейнаб.
– Они мне такие брови нарисовали и лицо затемнили, ужас. А ведь это была моя первая роль.
Ислам Казиев рассказал, как он отбирал актёров для фильмов. Скандарбек Тулпаров вспомнил, как в 90-е он задумал открыть киностудию. И человек с деньгами нашёлся, и сценарий готовый был, и кастинг провели… Но счета бизнесмена арестовали.
Хан Баширов вспомнил, как занимался конным спортом и как подбиралась музыка к фильмам. Председатель Дагестанского союза кинематографистов Магомед Сулейманов не скрывал проблемы, стоящие перед нашим кино. Он сказал, что не видит, как Год кино может повлиять на ситуацию с продвижением кинопроектов, в особенности наших, региональных.
Вечер с актёрами немыслим без киносюжетов, но кульминацией стал пионерский горн и роскошная шляпа. Помните бесподобную роль Фаины Раневской и её «Муля, не нервируй меня»? Правда, сама Фаина Фёдоровна говорила об этом с досадой. Её даже дети на улице дразнили так: «Муля, Муля».
Но у нас приличное общество и за шляпой все увидели руководителя отдела культурных программ Муслимат Абакарову.
– Вот так кино! Вот это вхождение в роль! – выкрикнул кто-то из сидящих. Выступление Муслимат Гасановны вызвало бурные овации. В зале были актёры, режиссеры, но ни одного оператора. Зато моя дорогая и бесценная фотокамера была в руках. А снимки, какими волшебными они получились.
«Библионочь 2016» — не моя бурная фантазия, а постановка в духе фэнтези, которые так любят читать и смотреть наши дети. Ключевое слово ЧИТАТЬ.
МАРАТ ГАДЖИЕВ | г. Махачкала | фото автора