Народная артистка РД Зайнаб Абсаматова на минувшей неделе посетила редакцию «МД». Встреча совпала с постом, а потому беседа была хоть и не за чашечкой чая, но, тем не менее, легкой и непринужденной.
— Для артистов месяц Рамадан — пора отдыха от свадеб и концертов. Многие, пользуясь возможностью, едут на курорты. Как вы планируете провести лето?
— Сразу после этого месяца поеду отдыхать с дочерью в санаторий «Центросоюз» Кисловодска. Ей путевки дали с работы. Вообще, я не часто отдыхаю, тем более чтобы куда-то выезжать. А тут, как говорится, можно совместить приятное с полезным.
— Расскажите нашим читателям немного о себе.
— Родилась и выросла в Махачкале. Как и всех ребятишек, сначала меня отдали в детский сад. Когда пришло время, пошла в школу. А училась в общеобразовательной школе №13. Там-то и стали проявляться мои музыкальные способности. Параллельно ходила в третью музыкальную школу. По окончании поступила в музыкальное училище им. Г. А. Гасанова.
Семья наша была рабочая, но каждый жил с любовью к музыке. Отец Хабиб был самоучкой, умел играть на многих музыкальных инструментах: балалайке, гармошке, барабане и т.д. А еще красиво танцевал. Мама Айшат тоже была предрасположена к музыке, она пела и сочиняла на ходу частушки. Однако знали её больше как хорошую хозяйку. Помню пекла такие вкусные ватрушки, что на запах собирались все соседские детишки и уплетали их за обе щеки. Неудивительно, что застолья и чаепития в нашем доме являлись частыми и любимыми занятиями. Хорошее было время.
В семье нас четверо детей, и лишь я одна продолжила творческую линию, хотя старшая сестра тоже училась в музыкальной школе и пела. Видимо, это рвение и желание и видел во мне отец. Когда дети играли во дворе, я сидела дома и занималась музыкой.
— Помните своих первых преподавателей по вокалу?
— Конечно. Сергей Суренович и Роберт Суренович. Я помню почти всех своих педагогов и очень благодарна им за всё, что они для меня сделали.
— Но ведь певицей вы стали не сразу…
— Да, вы правы. Мама была воспитателем в детском саду и мечтала, чтобы я тоже там работала. В принципе, в те годы выбора профессий для девочек было не так уж и много. Первый мой опыт трудовой деятельности — была музработником в яслях. Потом, по желанию мамы, поступила в пединститут на дошкольный факультет. После первого курса вышла замуж, поэтому пришлось перевестись на заочное отделение.
— Насколько мне известно, ваш муж Абдул Абсаматов тоже является человеком творческим?
— Так и есть, только уже бывший муж. В 1985 году мы создали группу «Аман». Тогда это был один из первых вокально-инструментальных ансамблей в республике. Я пела, а ребята играли на бас-гитаре, гитаре, клавишных, ударных и т.д. Постепенно ансамбль стал набирать обороты. Популярность росла. Нас начали приглашать с концертами в разные города России и за её пределы.
Самым запоминающимся для меня стал фестиваль в Турции (г. Ялова), где группа «Аман» вместе с ансамблем «Лезгинка» были единственными представителями от нашей республики. А еще запомнился всемирный фестиваль в Алма-Ате, на большом стадионе «Медео». Вот вспомнила, и мурашки пробежали по телу. Настолько все это было волнительно и хорошо организовано, что воспоминания сохранились на всю жизнь. Энергетику, царящую среди зрителей, не передать словами. Эмоции невероятные! Помню, от волнения даже забыла текст.
— И как выкрутились?
— Наш клавишник Евгений Гороховский, хоть и русский был парень, но на кумыкском языке пел чисто, да и на других языках тоже. К примеру, на итальянском. Тогда он подпел мне настолько хорошо, что выглядело, будто так и задумано. Наши земляки, присутствовавшие там, говорили, что вышло всё неожиданно и красиво.
— Почему группа «Аман» распалась?
— Как это обычно и бывает, проблемы стали возникать одна за другой: недофинансирование, текучка участников, слухи, да и обыкновенное недопонимание внутри коллектива тоже внесли свою лепту.
— С ревностью сталкивались?
— Да, и неоднократно. Раньше свадьбы играли во дворах по несколько дней. Прямо на улице были шатры, столы, посередине всего этого — танцплощадка; пыль столбом стояла, а работали мы всегда живьем, с утра до вечера. Это хорошо, что не заболела. Я, помимо того, что исполняла песни, еще и на гармони себе аккомпанировала, частушки пела, гостей развлекала. Естественно, внимание было повышенное, вот муж и ревновал.
С супругом мы прожили 19 лет и развелись. У нас есть дочь Джамиля. Она окончила экологический факультет ДГУ. Вышла замуж. Теперь работает в «Газпроме». Я и сейчас хорошо общаюсь с родственниками мужа. Он принимает непосредственное участие в жизни дочери, помогает всячески. Мы всё равно как одна семья.
Я и сама планировала оставить музыку, пробовала себя в сфере торговли, но не смогла. Не мое это… Все-таки музыка – состояние души. Помню, папа всегда предрекал, что именно творчество и есть мое вдохновение и судьба.
По гороскопу я — Дева, более приземистая, что ли, поэтому всегда довожу начатое до конца.
— Самой популярной своей песней какую считаете?
— Многие знали и узнавали меня по песне «Чай-чай» (1986 г.) на слова Магомеда Атабаева и музыку Аскера Аскерханова. До сих пор в социальных сетях отправляют этот клип. А тогда он был популярен по всему Советскому Союзу. Мне даже благодарственные письма слали из разных уголков земли. Наши земляки удивлялись и не верили, когда слышали её по всему миру. Сейчас такой поддержки среди артистов и поклонников нет, хотя казалось, должно быть более сплоченно всё.
Кстати, этой песне новое дыхание дал Адиль Уцумуев. Он единственный, кто спросил, можно ли её перепеть? В этом проявляется не только его талант, но и культура.
Многим запомнилась и эстрадная песня (на кумыкском языке) «Баркалла» (сл. Джаминат Керимовой), что в переводе означает «Спасибо». В 90-е годы она имела очень большой успех. Могу отметить и песню «Молодость» (сл. Магомеда Атабаева, муз. Тагира Курачева). Она также исполнена на кумыкском языке.
— Вы отметили, что раньше свадьбы играли по несколько дней и все было проще. Что скажете о современных свадебных торжествах?
— Раньше было меньше пафоса и лоска, больше искренности. Обычаи чтили, традиции сохраняли и передавали из поколения в поколение.
Современные свадьбы стали европеизированными, но не менее красивыми. Приглашают танцоров в разных стилевых направлениях. Кстати, мне в этом плане нравится сценарий работы ансамбля «Махачкала», у них индивидуальный подход к мероприятиям.
Недавно я была на лакской свадьбе, очень понравилась организация, все под старину. Невесту заводили в зал, играя на бубне. Стала замечать, что в последнее время все больше молодых в национальной одежде, образ горца и горянки. Радует, что пусть даже через моду, зато возрождают культуру предков. Тут все, конечно, зависит от самих молодых.
Иногда нас тоже просят составить программу репертуара под концепцию стилизованного торжества. Мы, артисты, дарим праздник своим присутствием, поэтому и выглядеть должны соответственно. Могу смело сказать, что я одна из первых стала ходить на свадьбы в вечерних платьях. Помню, люди, увидев мое выступление по ТВ, сами даже просили, чтобы понравившийся им наряд я надела на их торжество. Мне было это приятно, хотя поначалу у многих была неоднозначная реакция на то, что на свадьбы ходила, как на концерты. Со временем и это прижилось.
А вообще, неважно, насколько роскошна свадьба, гораздо важнее, что для молодых это самый долгожданный и незабываемый день в их жизни. Самое главное, чтобы семья была крепкой и счастливой. И я искренне всем этого желаю!
Регина Курбанова