Оно достаточно абстрактное, но более всего применимо к преподавателям, озаряющим и просвещающим, находящим в учениках то, что в дальнейшем позволяет им реализовать себя. Пять фильм об этом, поистине благородном призвании:
- Двенадцать пар глаз (1954)
Простой фильм о японской учительнице в сельской школе, претендует на звание лучшего в данном топе. В нём прослеживается становление школьников как полноценных личностей, разнообразные тяжбы, выпадающие на их долю и роль той самой учительницы в их жизненной коллизии. Несмотря на то, что фильм старый, неторопливый, с едва уловимыми эмоциями (в силу национального колорита), он максимально точно отражает кропотливый труд педагога и самый главный плод этого труда — человечность взращенная в детях.
- Господин Лазар (2011)
Завязка фильма строится на трагедии, что в последующем отражает многогранность преподавательского ремесла в виде дополнительной психологической деятельности. Упомянутый ранее национальный колорит, в данной картине мягко вплетен в сюжет и не позволяет усомниться в том, насколько сильной бывает связь между учителем и его учениками, и никакие языковые, а тем более культурные нестыковки, не станут существенной проблемой.
- Оставленные (2023)
Фильм не столько о подходе к преподаванию, сколько о самих преподавателях: о переживаниях, страхах, сомнениях. Зрителю выпадает шанс взглянуть на всё это вблизи и ещё раз убедиться в том, что мимолетная вредность учителя, а может и некая агрессия, могут быть последствиями его прошлых неудач. Идеала не существует, но осмелюсь предположить, что такое светлое и благородное призвание несколько приближает нас к его пониманию — иногда несовершенное делает всё остальное совершенным.
- Одержимость (2013)
Интересная история, ставящая перед зрителем вопрос — На какие крайности можно пойти, чтобы раскрыть талант ? И это вопрос не только к носителю таланта, но и к его учителю, который, в данном случае, буквально выжимал все соки, давил и мучал его. Нельзя точно сказать является ли этот фильм примером или антипримером модели преподавания, ведь несмотря на жесточайше условия, потенциал и талант ученика рос и раскрывался, и всё же уходить в крайность — не совсем верное решение, в любом случае, вывод делает зритель.
- Человек эпохи Возрождения (1994)
Легкая комедия, главный герой которой не был преподавателем изначально, но обстоятельства перевели его на эти рельсы. По ходу дела оказывается, что эта работа ему очень даже по плечу, за счёт умения находить индивидуальный подход к каждому ученику и быстрой адаптации — возможно самые главные навыки, позволяющие учителю, несмотря ни на что, вложить в своих подопечных всё самое лучшее, отдать частичку себя, если позволите.
Камиль Камалов