Эпитет «самый» в Дагестане обычно употребляют к Каспийскому морю – крупнейшему озеру в мире, а также к Сулакскому каньону – глубочайшему на планете. Ещё у нас есть Дербент – древнейший город в России, а в нем – древнейшая мечеть. Но есть ещё одно «самое» – старейшее медресе в стране, расположенное в высокогорном селе Цахур.
Хватит оглядываться на Запад
Когда хотят придать значимость цахурскому медресе, то начинают говорить, что оно старее, чем Болонский университет, а значит, является самым первым вузом в Европе. Честно говоря, выглядит, как попытка потешить местечковое самолюбие рассказами о былом величии, поэтому не стоит так делать. Но и не нужно преуменьшать его значение, как это сделал один мой знакомый историк, который заявил скептически: «Есть лишь одно упоминание этого медресе в одной-единственной книге». Да, но какое упоминание и в какой книге! Речь идет о труде «Памятники стран и известия о людях», вышедшем в 13 веке из-под пера выдающегося космографа Закарии аль-Казвини. Благодаря ему мы узнаем, что Цахур в то время был столицей небольшого государства, а медресе в нем основал легендарный Низам аль-Мульк:
«Цахур – большой город, населенный, в шести переходах от Джанзы. Он – главный город страны Лакзан. Холод в нем очень силен. <…>. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который молится с ними, и судья, который разбирает споры между ними согласно учению имама аш-Шафии. Все жители города – шафииты. В городе имеется медресе, которое основал визирь Низам аль-Мульк аль-Хасан ибн Али ибн Исхак, при медресе имеется учитель и правоведы. И полагается в качестве жалованья каждому правоведу в медресе ежемесячно один баран и определенное количество сульта. Рассказывают, что они перевели «Мухтасар аль-Музани» на лакзанский язык, как и «Книгу имама аш-Шафии», и занимаются ими обеими».

Фото: Александр Попов
Путешествие во времени
Здесь мы должны перенестись в 11 век. Дагестана еще нет и в помине, ибо первое известное нам упоминание этого топонима встречается в 1485 году в «Завещании Андуника» (правитель Аварского нуцальства. – «МД»). А что есть? Несколько раннефеодальных государств, в числе которых Лакзан. Это долина реки Самур и населяющие ее народы: лезгины, рутулы, агулы, цахуры. Рядом – Дербент. Оба они являются северной окраиной Аббасидского халифата, столица которого находится в Багдаде. Надо отметить, что Аббасиды переживают не лучшие времена. Дело в том, что фактически власть здесь захватывают чужеродные династии, активно сменяющие друг друга. Они лишь формально признают над собой главенство халифа.
К началу 11 века сложилась парадоксальная ситуация, когда по факту власть в Аббасидском халифате принадлежала шиитской династии Буидов. Естественный ход событий был восстановлен лишь к середине века, когда в Багдаде утвердилась суннитская династия Сельджукидов из тюрок-огузов. Их ренессанс связан с личностью сельджукского «премьер-министра» Хасана ибн Али ибн Исхака, известного под прозвищем Низам аль-Мульк (Устроитель государства. – «МД»). Его по праву можно назвать выдающимся политическим деятелем всех времен и народов. Перс-суннит из города Туса, он изучил многовековой опыт иранской государственности, а затем использовал его для строительства новой империи. Он автор политического шедевра «Сиясат-наме» («Книга о правлении». – «МД»), в котором задолго до «Государя» Макиавелли была изложена доктрина управления государством, основанная на принципах исламской справедливости и бюрократической централизации.

Фото: Мурад Абдулхаликов
Ответ на шиитскую экспансию
Одна из заслуг Низама аль-Мулька на посту визиря сельджукского государства заключается в том, что он наладил систему образования. Основанная им сеть медресе вошла в историю как «Низамия». Это были учебные заведения университетского типа, разбросанные по всей империи. Главное медресе находилось в Багдаде. Здесь преподавали такие «гиганты», как Абу Исхакаш-Ширази и Абу Хамид аль-Газали. Последний, к слову, тоже был персом из города Туса, как и Низам аль-Мульк.
Создание медресе «Низамия» во многом было политически обусловлено. Сельджукский визирь видел угрозу со стороны Фатимидского халифата (на севере Африки. – «МД»), где у власти находилась шиитская династия. Это в наши дни университет Аль-Азхар в Каире является кузницей суннитских богословов. Основали же его в 10 веке Фатимиды как центр распространения шиитской идеологии. К слову, создателем Аль-Азхара считается фатимидский визирь Якуб ибн Киллис – выходец из еврейской семьи из Багдада, который обосновался в Египте и принял здесь ислам (шиитского толка).
Другая угроза сельджукам исходила от еще одного шиитского лидера Хасана ибн Саббаха – основателя военизированной секты ассасинов, а затем и государства, вошедшего в историю как Аламутское. Надо отметить, что Низам аль-Мульк в преклонном возрасте примет смерть от рук ассасинского убийцы. А пока он визирь Великой империи сельджуков и в качестве государственной идеологии через сеть медресе «Низамия» распространяет суннитский ислам, а именно шафиитскую правовую школу и ашаритское вероубеждение.

Цахурец в традиционной одежде, фото: Халил Исаев
Как дагестанцы стали шафиитами
Во многом мазхаб имама аш-Шафии получил распространение в Дагестане благодаря политике Низама аль-Мулька. Так, среди выпускников медресе «Низамия» в Багдаде упоминается немало ученых с нисбой аль-Лакзи (из Лакзана. – «МД»). Среди них Маммус аль-Лакзи из Дербента, который является автором хроники «История Дербента и Ширвана». Во-вторых, это результат работы медресе «Низамия» аль-Мулька в Цахуре, где популяризировали труды шафиитских правоведов. К слову, уже в наши дни в Цахурской долине был обнаружен знаменитый труд аль-Газали «Возрождение религиозных наук» в копии 1191 года, выполненной в Багдаде.
Доподлинно неизвестно, сколько алимов вышли из стен цахурского медресе, но когда в 13 веке о нем писал Казвини, оно уже функционировало на протяжении 150-200 лет. Кстати, дата основания медресе – 1075 год – носит условный характер. Есть косвенные указания, что оно было открыто во второй половине XI века. Это основание первой «Низамии» в Багдаде (1065 год) и датировка труда аль-Казвини, в котором упоминается Цахур. Согласно преданию, в это время здесь насчитывалось до 12 тысяч домов. Тот факт, что ученики цахурского медресе переводили арабские книги правоведов-шафиитов на один из местных языков, указывает на то, что уже тогда здесь была своя письменность на основе арабской графики.

Фото: Халил Исаев
Почему цахурское медресе не стало Оксфордом?
Любопытная деталь. В пресловутом Болонском университете, как и в «Низамии», всё начиналось с изучения правоведения, но только не шафиитского, а римского и канонического. А в Оксфорде, основанном также в 11 веке, начинали с преподавания теологии и философии. Почему же медресе в Цахуре не разрослось до масштабов Оксфорда и Болоньи, которые сегодня находятся в топе университетов мира?
Здесь надо отметить, что до наших дней не сохранилась ни одна из «Низамий», даже багдадская, на строительство которой было потрачено 200 тысяч динаров. Разрушительное воздействие оказали природные и политические катаклизмы: землетрясения, наводнения, пожары, завоевания, перевороты и т.д. Взять хотя бы разграбление Багдада монголо-татарами в XIII веке, когда, по свидетельствам историков, «улицы города стали красными от крови и чёрными от копоти пожаров». Мусульманские ученые до сих пор скорбят по уничтоженному монголами Дому мудрости, из которого «в реку Евфрат было брошено так много книг, что они образовали мост». С карт исчезли целые города, в которых находились «Низамии», как, например, город Мерв, развалины которого находятся в Туркменистане.
Аналогично свой первозданный вид утратило не только цахурское медресе, но и сам Цахур. Последний раз непоправимый ущерб ему был нанесен в 1852 году, во время Кавказской войны, когда артиллерийские обстрелы привели к разрушению и утрате большинства памятников старинной архитектуры села. Фактически полностью разрушенный Цахур был кое-как восстановлен только в конце XIX века. В здании медресе ныне располагается джума-мечеть. Установлено, что она, хоть и была основана в 11-12 веках, но радикально перестраивалась как минимум дважды – в 15 и 19 веках. А минарет рядом с мечетью и вовсе был отстроен заново в 1990-е годы, правда, в аутентичном стиле. В советское время мечеть была переделана в школу. В настоящее время мечеть функционирует и имеет статус объекта культурного наследия. В прошлом году Агентством по охране культурного наследия Дагестана была инициирована реконструкция мечети. Летом этого года ожидаются мероприятия, связанные с 950-летием со дня основания медресе «Низамия».
Шамиль Ибрагимов





