Ретроспективная выставка театрального искусства Дагестана
Ретроспективная выставка «Художники театра и кино Дагестана» открылась в начале апреля в Москве. Невероятно сложную задачу – вместить в одну экспозицию историю сценического искусства 11 театров Дагестана – взял на себя Театральный музей им. Бахрушина. Экспозиция разместилась в Лаврушинском зале этого неоготического особняка с особой аурой. В начала XX века здесь собирались представители интеллектуальной и творческой элиты России.
Выставкой охвачены периоды с 40-х по 90-е годы ХХ века и с начала XXI века по настоящее время. В одном зале объединились прошлое, настоящее и будущее театрального искусства Дагестана, разные эпохи, школы, направления.
Основу экспозиции составили эскизы, декорации и костюмы из постановок советского времени. Работы Эдуарда Вюрфеля, Ирины Афониной, Салавата Салаватова, Валерия Горского, Раджаба Тагиева, Камиля Мурзабекова, Гасана и Гусейна Сунгуровых, Эдуарда Путерброта, Юрия Августовича и Ибрагимхалила Супьянова.
Кроме того, в нее вошла коллекция художника-модельера Веры Агошкиной «Театр на подиуме». Она состоит из 4-х костюмов к спектаклям «Ханума» и «Молла Насреддин».
Для тех, кто не знает.
В Дагестане есть свой театральный музей. Ютится он в маленьком помещении цокольного этажа Русского театра. Совсем недавно, после Всероссийской благотворительной акции «Сохраним историю российских театров для потомков», в которой приняли участие 12 сценографов Дагестана, фонд музея пополнился 85 эскизами декораций и костюмов современных художников.
Директор музея Лилия Джамалутдинова была куратором выставки «Художники театра и кино Дагестана».
– Во-первых, надо сказать, что у Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина и Музея истории театров ДГОМа имени Тахо-Годи на протяжении десятков лет сложились плодотворные взаимоотношения. В запасниках московского музея хранятся произведения художников Эдуарда Путерброта, Ибрагимхалила Супьянова, Хадижат Алишевой, Юрия Августовича, Жанны Колесниковой, Аскара Аскарова. Бахрушинцы дорожат их театральными эскизами. В музее находятся афиши дагестанских спектаклей, и даже те, которых нет у нас в фонде – это вызывает уважение.
– Так чем таким тогда мы можем удивить искушённого столичного зрителя?
– Многообразием и колоритом в первую очередь. Мы с руководителем проекта, замдиректора ДГОМа Джамилей Дагировой постарались представить все одиннадцать национальных театров. Конечно, создавались они в разное время, есть совсем молодые театральные школы. Но всё равно для российского театрального искусства явление необычайно интересное и значимое.
Опыт дагестанских сценографов весьма полезен и актуален. Работы театральных художников часто становятся основой для авторских выставок. Имена наших художников известны далеко за пределами России. В 1973 году в журнале «Искусство» была напечатана статья Эдуарда Путерброта «Разнообразие творческих начинаний. Дагестанское изобразительное искусство 1920-х — начала 30-х годов», где он профессионально разбирает особенности развития дагестанского искусства.
Дагестанская сцена собрала множество талантливых художников, работавших в разные годы. К сожалению, не все оригиналы работ сохранились, многие остались только в фотографиях, афишах. В своих сведениях мы часто опираемся на репертуарные афиши.
Несмотря на то, что многое остаётся неисследованным, мы попытались явить зрителю театральную лабораторию художников. Открыть начало начал спектакля, тот самый момент, когда рождаются первые наброски, эскизы, штрихи. Как писал Эдуард Путерброт: «Выставка – это не итог, не юбилейная экспозиция, а попытка рассказать о долгих поисках к познанию своей роли в сложном и противоречивом искусстве».
Марат Гаджиев