Борьба за жизнь, за любовь, за счастье в спектакле Марины Карпачёвой
Третий прогон спектакля «Выбирай» по одноимённой пьесе самарского драматурга Аллы Коровкиной состоялся в Государственном русском драматическом театре им. Горького 15 апреля. Это пьеса о шансе на выбор между добром и злом, который выпадает каждому. Его надо только поймать. Вечная тема.
«Пьеса о самом простом – о нас с вами, о том, как жить, чтобы оставаться человеком. Кто знает? Может быть, кто-то знает? Может быть, тот, кто знает, совсем с нами рядом, но мы его не слышим или не хотим слышать? Может быть, стоит оглянуться вокруг и посмотреть на эту жизнь, на себя, что-то понять, кого-то услышать. Эту пьесу я посвящаю своей маме, потому что никого важнее в жизни, наверное, нет. Самая главная наука – это жизнь, которую преподаёт мама с самого рождения», – говорит об идее постановки Алла Коровкина. Что в приблизительном переводе означает: «Рай под ногами матерей».
Главная героиня – работник «сферы культуры». Собирается отдать свою маму в дом престарелых. Вопрос должен окончательно решиться уже сегодня, но… В ее машине сгорели предохранители. И героиня попадает в «Рай» – придорожную забегаловку.
Здесь работает странная официантка Ангелина. Как выяснится по ходу – это ангел-хранитель героини, опекавший ее с рождения. И вот теперь даёт ей шанс на выбор Добра. Чтобы душа стала отзываться на несчастья других, достаточно выпить специальный чай, приготовленный Ангелиной. А других в пьесе всего двое – директор детского дома и «подзалетевшая» девица, прозванная «княжной Таракановой».
Режиссёр спектакля Марина Карпачёва взялась за эту пьесу неслучайно: «Мы живём в XXI веке. Театр давно вышел из рамок времен Островского с их четкой градацией: это – драма, это – комедия. Еще с тех пор, как стали ставить Чеховские пьесы. А мы ушли от вопроса «Есть Бог или нет?». Не стоит тратить время на поиски ответа на него. Надо просто жить по заповедям.
Не утверждаю, что происходящее в пьесе схоже с библейской историей, но она нажимает на эту точку. В основе драмы – забытая многими заповедь «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли*». Может быть, для Дагестана – это не так актуально, но для остальной России очень даже. Посмотрите вокруг. На взаимоотношения в семьях у своих друзей, знакомых. Теряется связь поколений, уважение к родителям. Там, где её нет, возникает вихрь, смерч, несущий разрушение укладу жизни, продолжению рода. Для меня это очень важно – человек и его терзания, мысли, чувства, борьба за жизнь, за любовь, за счастье».
Марина Карпачёва говорит, что волнение перед премьерой испытывают все – от работников сцены и художников до актеров и режиссера. «Спектакль всегда развивается, и я знаю, что все премьеры в театрах всегда идут не так, как хочется. Сказывается волнение, от которого актёрам не уйти, не спрятаться. В этот раз ответственности добавило и присутствие Аллы».
Алла же уехала из Махачкалы, потрясённая людьми. Идея поставить спектакль в нашем театре родилась из переписки в «ФБ». Она боялась ехать к нам, думала – небезопасно. Но уезжая, сказала: «Я буду воспевать это место!»
Алла Коровкина: «Пьесы – они как дети. Их так же рожаешь, они так же тебе дороги. И очень хочется видеть первые шаги своих детей. Мне очень интересно было приехать в Дагестан, увидеть своими глазами эту землю, народ. Для меня большой праздник, что я сюда приехала».
Наша справка:
Марина Карпачёва – режиссёр спектаклей «Дядюшкин сон», «Одолжите тенора», «Домик на окраине», «Смешные деньги», «Отель двух миров», «Выбирай».
*Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле (5-я заповедь).
Марат Гаджиев, фото автора