Дагестанские музеи получили международное признание
Два дагестанских музея стали обладателями трех номинаций международного ежегодного фестиваля «Интермузей-2017», который проходил 25 — 29 мая в Москве. Всего на конкурс было подано 414 заявок от 265 музеев. Победу одержал Гунибский краеведческий музей (филиал Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи) с проектом «Царская поляна. Art-Гуниб» в номинации «Музей и местное сообщество». Музей истории города Махачкалы победил в грантовом конкурсе «Музейный гид» фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» и в конкурсе Союза музеев России «Музей в городе N». С проектами «Махачкала в перечне» и «Династия Чутуевых. История в объективе».
«Интермузей» — это ежегодный фестиваль, который объединяет на одной площадке более 300 музеев России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Фестиваль проводится Министерством культуры РФ с 1999 года. Для специалистов музейной сферы проходит более 150 мероприятий, организаторами которых выступают Министерство культуры Российской Федерации, Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России), Союз музеев России, Фонд В. Потанина. Здесь обсуждаются волонтерские и образовательные проекты, вопросы кадровой политики, интерактивные и мультимедийные технологии. Музеи-участники представляют наиболее успешные и инновационные проекты, реализованные за последние годы. Своим опытом делятся эксперты зарубежных стран.
Гунибский краеведческий музей в проекте рассказал о природной красоте Гуниба и о редких лекарственных растениях, которые растут на этой земле.
«Музейный «Оскар».
Музей истории города Махачкалы участвует в конкурсах фонда Потанина с 2009-го. «В 2009 году мы попробовали, прошли в полуфинал, но, к сожалению, дальше не случилось, и каждый год музей наш после этого писал заявки», — рассказывает заместитель директора музея Наида Дибирова. В этом году музею исполняется 10 лет, и победа символична и очень важна.
Директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева на пресс-конференции в РИА «Дагестан» 31 мая рассказала о встрече в Тбилиси после фестиваля с директором Музея истории евреев Грузии и грузино-еврейских отношений им. Давида Баазова, профессором Гиви Гамбашидзе. Он проводил раскопки в Дагестане и сказал ей одну очень запомнившуюся фразу: «Берегите свой Дагестан. Это памятник под открытым небом. Вы не понимаете, что можете потерять». Проекты Заремы Дадаевой и Наиды Дибировой – о том, как сохранить культурное и историческое наследие Махачкалы и Дагестана в целом.
«Махачкала в перечне»
Проект «Махачкала в перечне» предусматривает установку десяти информационных модулей, которые превратятся в маршрут. Он начнется от парка им. Ленинского комсомола, пройдет по улице Магомеда Гаджиева, площади Ленина, выйдет на проспект Расула Гамзатова и закончится модулем о самом Музее истории города. Маршрут свяжет в городском пространстве самый старый парк города и музей, расположенный в одном из самых новых районов столицы.
Наида Дибирова рассказала, что название проекта – это название стихотворения дагестанского искусствоведа Сталины Бачинской и «стихотворение представляет практически навигатор по городу, в котором перечисляются все историко-культурные, смысловые доминанты».
««Железная дорога… Армянский квартал, церковь уцелела, взорванный собор, Совет Министров, музей, музей, музей и сапоги от статуй…» Мы говорили о стихотворении с преподавателем ДГУ Мусой Гаджиевым на научно-просветительском семинаре «Городские чтения». Это такие архитектурные объекты, многие из которых уже исчезли из нашего города, а некоторые настолько изменили свой исторический облик, что либо используются не по назначению, либо современное поколение уже не знает о том, что они представляют собой историческую ценность. Например, один из проектов — «Маяк». Который вроде и существует в городе, но в связи с тем, что активно ведется застройка, его не видно практически. Это место военного назначения, куда простым людям вход запрещен, поэтому посчитали, что нужно сделать информационный модуль, который будет рассказывать горожанам и гостям столицы о нем».
«Династия Чутуевых. История в объективе»
Постоянная экспозиция сегодня, говорит Зарема Дадаева, это не просто висящие картинки. Она разрабатывается с помощью городского сообщества. Важно понимать, что хотят видеть люди в городской экспозиции, чем для них символичен город. Это могут быть звуки, запахи, разговоры, культовая фигура.
«Было представлено больше 25 проектов из разных регионов, городов России, и среди них выбрали наш проект, в котором мы рассказывали о династии Чутуевых. Это известная фотодинастия, с которой музей города работает со дня своего основания. Была персональная выставка Амина Чутуева, родоначальника династии, впервые в выставочном формате все имели возможность увидеть бесценное наследие. Затем сделали несколько персональных выставок его сына Камиля Чутуева. На протяжении века династия Чутуевых фиксирует Дагестан. Вот эта фотохроника – национальное достояние наших архивов и бесценное наследие».
Пылесос «Победа»
Зарема Дадаева рассказала корреспонденту «МД» о некоторых тонкостях работы и о том, какие выставки в музее готовятся в ближайшее время.
— Я, мой заместитель, два научных сотрудника, смотрители, охрана, рабочие, бухгалтер – все причастны к успеху. Смотрители смотрят, чтобы был порядок, чтобы не трогали руками картины или фотографии. Рабочий производит развеску, помогает оформить раму под стекло, затем вешает. Это сложная монтажная работа. Другие сотрудники музея занимаются хранением материала. Внутренней работы очень много. Например, появился экспонат, нужно его описать, нужно его учесть в книге с кучей сопроводительных документов.
Ты выбираешь концепцию и в угоду этой концепции выстраиваешь всю композицию, и рассказываешь историю. Составить списки участников, этикетки нарисовать — это техническая работа. Составить экспозицию – это режиссерская работа. Каждый куратор по-разному может разместить.
Сложные масштабные выставки, как правило, готовятся годами, например, «Дагестан. Портрет нации» готовился 10 лет. Вы его увидите скоро. У нас экспонатов мало, мы их только собираем: живопись, дореволюционная открытка, этого катастрофически мало. Если в других наших музеях по 20 000 – 50 000 экспонатов, в музее города чуть больше полутора тысяч дореволюционных фотографий. Я из этих фотографий делаю уже третий проект. Это то же самое, что, грубо говоря, из одного набора овощей сделать разные блюда. Здесь дореволюционные фотографии Дагестана, городов, аулов, разные портреты дагестанцев, этнографические типы. Это объединительный проект, который имеет мощный ресурс. Это история, которая спровоцирует много вопросов.
Готовится еще выставка «10 лет музею». В работе находятся очерки истории Махачкалы, и мы привлекли к работе над ними больших специалистов, докторов наук, профессоров. Хронологически поделили историю города на 9 — 10 этапов. Фотографии, живопись, статьи. Такого у нас за 10 лет работы не было. Для нас важно участие горожан, которые восстанавливают историю города, присылают нам записки, предметы быта, письма, артефакты. У нас есть много пластинок, библиотеки, домашние альбомы, даже пылесос «Победа».
Патя Амирбекова