Беженцы Сирии, вынужденные покинуть свою страну из-за вооруженного конфликта, ютящиеся в заброшенной школе в Софии, Болгария. Тайфун Хайан, унесший 6200 жителей. Жестокие расправы между наркобаронами Мексики. Захват заложников в торговом центре в Кении. Душевнобольные жители Нигерии, прикованные к деревьям в целях излечения. И здесь же, но как будто по другую сторону баррикады, другая жизнь – забавный бонобо (карликовый шимпанзе), смело позирующий для фото. Пума, идущая по тропе парка Лос-Анджелеса, только что пересекла две оживленные автомагистрали, и, судя по её умиротворённому внешнему виду, её это нисколько не смущает. Люди, решившие отгородиться от общества и живущие отшельниками среди первозданной дикой природы. Самые удивительные и самые важные мировые события 2013 года, природные достопримечательности и портреты повседневной жизни представлены на выставке World press photo двумя сотнями работ.
Что такое World Press Photo? Это самый престижный фотоконкурс в мире, существующий с 1955 года под покровительством Коро-левства Нидерландов. Суть этого конкурса в том, что каждый год 19 знаменитых, с мировыми именами, фотожурналистов и фотографов, которые входят в состав жюри конкурса, отбирают лучшие снимки со всех уголков света в девяти различных номинациях. Затем выставку лучших работ демонстрируют по всему миру. В этом году члены жюри объявили победителей 14 февраля на пресс-конференции в Амстердаме. Для любого фоторепортера получить приз World press photo так же престижно, как актеру стать обладателем «Оскара», и это вовсе не преувеличение. В этом году обладателями таких «Оскаров» стали 53 фотографа из 5000 претендентов со всего мира. Около двухсот работ признаны лучшими в различных номинациях. Главный приз в номинации «Фотография года» достался фотографу Джону Стэнмейеру (США) за снимок африканских мигрантов в Джибути, пытающихся на берегу океана поймать сигнал мобильной связи.
В июне этого года уникальная путешествующая выставка посетила и столицу нашего государства – Москву, и я просто не смогла пропустить это событие. Недаром говорят, что одна фотография лучше 1000 слов. И это отчетливо понимаешь, стоя напротив этих шедевров. Здесь совершенно другая атмосфера. Другие эмоции. Более глубокие. Живые. Ощущение та-кое, что тебя отделяет от происходящего только объектив фотоаппарата в твоих руках, который только что запечатлел событие, и стоит тебе отвести его в сторону, как можешь прикоснуться к происходящему. Конечно, такое желание возникало перед красивым пейзажем «Стая кайры в метель в Варде, Норвегия». Совсем другие эмоции возникали, например, перед картиной, занявшей первое место в номинации «Событие»: снаряд танка правительственной армии Сирии пробил стену, за которой укрывались повстанцы, осколки и обломки летят в разные стороны, а боевики из свободной армии пытаются от них спастись. Совсем рядом картина спасательной операции. Спасатели пробивают туннели сквозь рухнувшие этажи, пытаясь найти выживших после обрушения восьмиэтажного здания в городе Савар, Бангладеш.
Отдельное внимание хочется уделить фотографии, которая поразила меня больше всего. Спортсменка-семиборка из Швеции Надя Касадей, выполняющая стойку на руках. Невероятная энергетика и сила снимка. Прочитав её историю под фото, стало понятно, что отсутствие волос не креативный стиль спортсменки, а результат химиотерапии. Надя Касадей принимала участие в чемпионатах мира и Европы по легкой атлетике до того, как летом 2013 года у неё был диагностирован рак лимфатической системы. Несмотря на это, спортсменка решила продолжить карьеру, не переставая тренироваться на протяжении всего периода лечения от страшной болезни. Она не теряла присутствия духа и держала себя в тонусе. Даже заявила о своём намерении попробовать пройти отбор на Олимпийские игры-2016 в Рио-Де-Жанейро.
Я стояла перед фотографией как завороженная, меня ничто так не восхищает в человеке, как сила его духа. Ведь только вера в свои силы и в помощь Всевышнего творит чудеса. Уверена, чудо случится, Надя Касадей предоставит нам возможность поболеть за неё в 2016 году.
Фотографий так много, хочется каждой уделить внимание и посвятить хотя бы пару строк. Увы, это невозможно, поэтому остановлюсь на фотографии лауреата первой премии этого года («Фотография года») Джона Стэнмейера (John Stanmeyer) из США. На снимке мигранты из Африки, которые ночью на морском берегу в городе Джибути держат в поднятых вверх руках свои мобильные телефоны, пытаясь поймать дешевый сигнал из соседнего Сомали – слабую ниточку, связывающую их с родственниками за рубежом. Джибути является перевалочным пунктом для транзитных мигрантов из Сомали, Эфиопии и Эритреи, которые в поисках лучшей жизни мечтают перебраться в Европу и на Ближний Восток. Стоит отметить также, что фотография получила первый приз в номинации «Проблемы современности» и была сделана для журнала National Geographic. Особенность ее заключается в том, что мигранты, по логическому ожиданию, не были изображены измученными, истощенными африканцами в поисках пропитания. Наоборот, они полны достоинства и надежд. Вытянутые руки со светящимися телефонами как будто символизировали их стремление и силу, силу духа, которая поражает не только меня, но и членов жюри столь престижного конкурса.
В завершение скажу, что фотографа можно назвать не только живописцем, сумевшим передать всю мощь и настроение происходящего, но и летописцем, запечатлевшим время происходящего. Хочется сказать огромное спасибо каждому фотожурналисту отдельно. За пережитые эмоции, за память на долгие года.
А нам остается надеяться, что для каждой последующей выставки в мире будет находиться все меньше трагических тем — катастроф, природных катаклизмов, насилия и религиозных распрей. Но больше гармонии человека с окружающим миром, свободы от насилия и чужих псевдоидей.
Пока это лишь надежды, однако каждый из нас вносит свой вклад в водоворот всемирных событий. Так давайте наполним эту каплю верой и силой!
Самина Ханова