Не так давно доктор искусствоведения Мисрихан Маммаев выпустил монографию "Искусство Зирихгерана-Кубачи XIII-XV вв. и его место в системе художественных культур Востока и Запада".
В работе автор воссоздает картину развития кубачинского искусства на протяжении XIII-XV вв., исследуя его в контексте мировой художественной культуры. Ведь, по мнению автора, изучение художественного наследия Дагестана является одной из актуальных задач искусствознания.
— Мисрихан Маммаевич, расскажите немного о себе.
— Я родился в селении Кубачи 28 ноября 1937 года. В 1955 году окончил Кубачинскую среднюю школу. Будучи учеником, после занятий посещал Кубачинский художественный комбинат, в котором и проработал мастером два года после окончания школы. В 1957 году поступил в Дагестанский государственный педагогический институт им. Сулеймана Стальского (ныне Дагестанский государственный университет) на историко-филологический факультет. Окончил в 1962 году с отличием и в том же году в августе меня приняли на должность младшего научного сотрудника в Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала Академии наук СССР. Работу мне дали потому, что в течение пяти лет обучения во время каникул я ездил в археологические экспедиции, уже имел неплохой опыт. А в республике в то время остро нуждались в археологах. С тех пор я работаю в данном учреждении, которое в 1973 году было разделено на два отдельных самостоятельных института в составе Дагестанского научного центра: Институт истории, археологии и этнографии, где я сейчас работаю, и Институт языка, литературы и искусства. Хочется отметить, что, когда я учился в университете, один год историю искусства нам преподавала Вера Павловна Загорова, историк, блестящий педагог. Все студенты ее любили, и любовь эта была взаимной. Она вникала в суть каждой интересующей студента проблемы. Узнавала даже о местах в общежитии, об условиях проживания… Тогда я стал больше увлекаться декоративно-прикладным искусством, возникла тяга к изучению искусства Дагестана.
— Долго ли работали над книгой? Какие проводили исследования?
— Над книгой я работал очень долго. Ежегодно во время отпуска или этнографической экспедиции я ездил в Кубачи и там собирал материалы по искусству и истории родного селения. Материалы начал собирать с середины 70-х годов прошлого века, причем не только в самом селении, но и в городе, в музейных собраниях. В Дагестанском государственном объединенном историко-архитектурном музее хранится большое количество кубачинских резных камней, архитектурных деталей XIII–XV веков. Я снимал с них отпечатки, потом наносил их на ватман, далее фотографировал, чтобы подготовить иллюстрации для книги. Я также ездил в Санкт-Петербург, посещал Государственный Эрмитаж. Там хранится огромное количество кубачинских резных камней, большая коллекция бронзовых котлов, с которых я также снимал отпечатки.
— Почему в качестве объекта исследования взяли Зирихгеран? Почему рассматриваете период именно XIII–XV вв.?
— В истории искусства селения Кубачи период XIII–XV вв. является особым, ведь в течение него были созданы выдающиеся произведения искусства мирового уровня, вошедшие в национальное художественное наследие Дагестана и сокровищницу мирового искусства. Многие из них хранятся в крупнейших отечественных и зарубежных музеях. XIII–XV вв. – период высокого экономического и культурного подъема селения Кубачи. В начале XV века селение называлось Зирихгераном, но вскоре получило свое нынешнее название. Кубачинцы сделались мусульманами в самом конце XIII и начале XIV века, 1306 год считается временем окончательного принятия кубачинцами ислама. Вместе с исламом в Кубачи проникла арабо-мусульманская культура, в связи с чем в селении возникли специфические формы искусства стран Ближнего и Среднего Востока.
— Для кого эта книга? Она будет интересна тем, кто далек от искусствоведения?
— Книга предназначена, в первую очередь, тем, кто занимается искусством: искусствоведам, историкам, этнографам. Одна из ее глав посвящена краткой истории селения Кубачи. В ней также рассматриваются вопросы формирования этнических особенностей, искусство кубачинцев в процессе этногенеза самих кубачинцев. Книга будет интересна и работникам музея, так как огромное количество произведений искусства, хранящихся в отечественных музеях, представлены в ней в качестве иллюстраций. Она и для студентов, и для преподавателей художественных факультетов и вузов, ведь искусство Кубачи рассматривается в контексте мировой художественной культуры.
— Это первая ваша работа или же вы и раньше писали книги?
— В 1989 году я выпустил монографию, которая называется "Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Истоки и становление". Работа основана на археологических материалах. В 1991 году я представил эту монографию в качестве диссертации в МГУ им. Ломоносова. Хочу отметить, что очень доброжелательно отнеслись и к моей работе, и ко мне. После защиты я вернулся в Махачкалу и по сей день занимаюсь декоративно-прикладным искусством. У меня есть и множество других работ.
— На каком уровне, по вашему мнению, находится изучение прикладного искусства в Дагестане?
— Пока что я остаюсь единственным в республике доктором искусствоведения. Конечно, нам нужны специалисты в области прикладного искусства. Я начал заниматься его изучением, потому что искусство селения Кубачи знал неплохо, мне было это близко, я с детства все видел своими глазами. По искусству Дагестана проблем достаточно много. Изучать его, как мне кажется, может только человек, заинтересованный в этом деле. А таких очень и очень мало.
— Планируете ли написание еще одного произведения?
— Писать книги по искусству дело нелегкое. Но, думаю, если жив буду (смеется), напишу книгу, посвященную каменно-резному искусству арабской и персидской эпиграфии и каллиграфии.
Аида Явбатырова