Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
Константин УШИНСКИЙ
Прошлое так свежо, будто это было вчера. Урок топографической анатомии и оперативной хирургии. На столе собака под наркозом. В реальности студенты изучают топографию и операции под руководством профессора М. О. Махачева. Мы очень любили его за знания, доброту и уважение к нам. Иногда даже деньги могли у него взять!
Студенты знали, что Малик Османович был крупным хирургом, но автоавария ухудшила его зрение, поэтому он избрал теоретическую кафедру, где был блестяще организован учебный, научный и экспериментальный процесс. Знали мы также, что он – основоположник реаниматологии в Дагестане. Его высоко ценил создатель реаниматологии и первого в мире научно- исследовательского института общей реаниматологии, легендарный и всемирно известный профессор Владимир Александрович Неговский…
Государственная комиссия с участием представителей Минздрава России, Дагестана и других республик и областей распределяли нас, выпускников. Мне хотелось поехать в Сибирь, но оттуда не было заказа. Поэтому вместе с другими 10 сокурсниками избрал Владимирскую область.
Перед отъездом зашел к Малику Османовичу, к которому я испытывал глубочайшее почтение. Он дал мне письмо на имя главного хирурга и главного ангиохирурга Министерства здравоохранения СССР, профессора Н. И. Краковского. У меня, как и у многих ребят-дагестанцев, было желание стать именно хирургом.
Николая Ивановича в Москве я не застал. Во Владимире в те самые дни снимался фильм «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского, и я даже умудрился поучаствовать в массовке и получить три рубля. Целый день пришлось скакать на коне. Это было тогда больше, чем сегодня пять долларов. Я ещё не получал зарплату, хотя скромные «подъемные» командировочные были выплачены еще в Дагмединституте.
Собирался поехать в Киржач, где значительно позже погиб Юрий Гагарин в авиакатастрофе. Но главный врач Курловской больницы Гусь-Хрустального района рассказал мне о красоте Мещерской низменности и уговорил поехать с ним работать вначале окулистом, а затем, по освобождении места, хирургом. И уговорил.
Сотрудники больницы встретили меня очень тепло. Жители района оказались удивительно добрыми людьми. Никого в том районе тогда я не встретил из кавказцев, и поэтому всем было сложно произносить мое имя и отчество – Магомед Абдулхабирович.
Помню, как врачи ходили с бумажкой, где было записано мое имя и отчество. А жители обращались ко мне просто: «Доктор!» Было интересно и грустно немного. Сутками я пропадал в больнице, ибо других забот у меня пока не было. Мне предоставили деревянный домик с огородом до сдачи многоквартирного дома для медиков. Любил я побродить по фантастически красивой березовой роще. Вспоминал строки Сергея Есенина о березе. Жизнь молодого доктора как-то устраивалась…
И стал я писать Малику Османовичу о своем житье. Не знаю о судьбе моих писем к нему, но в своем архиве недавно нашел два его ответных. Боже, у него семья, работа, хлопоты, а он находит время ответить мне. Письма не формальные. Захотелось передать их семье незабвенного Малика Османовича или в музей Дагмедакадемии (если есть такой). Красивый почерк и искренние слова! Письмам 60 лет!
* * *
«Здравствуй, Магомед!
Письмо твоё получил давно. Спасибо за внимание! Прошу извинить за запоздалый ответ. Причины были уважительные и неуважительные. Мы люди одной крови, крови Шамиля. Сочтёмся. Очень жаль, что ты Краковского не застал в Москве. Это ничего, дело поправимое. Рад, что ты попал в хорошую больницу окулистом. Офтальмология — часть хирургии. В прошлом все хирурги были хорошими окулистами. Так что, это не совсем плохо, как тебе показалось на первых порах.
Приезжал к нам академик А. А. Вишневский с сыном. Он побывал в Гунибе, Чир-Юрте и других местах. Всюду мы с Рашид Пашаевичем ездили с ним. Везде его принимали по-дагестански. Избрали его почетным гражданином Гуниба. Он уехал очень довольный. Обещал в будущем ежегодно приезжать на отдых в Гуниб.
До встречи с Краковским на специализацию (по глазным болезням) не соглашайся. Он, наверное, уже вернулся в Москву. Выбери день и поезжай к нему, думаю, что он поможет тебе. К 20.09 — в Москву должен был вернуться Вишневский. Если Краковского не будет, то ты зайди к А. А. Вишневскому и объясни ему всё. Он очень любит дагестанцев и охотно помогает им.
Я, наверное, приеду в Москву в конце ноября. Раньше не сумею завершить запланированные разделы работы. Домашние живы, здоровы. Привет от них вам. В институте особых новостей нет.
Пусть мужественный образ нашего Шамиля вдохновляет тебя во всех делах на родине Александра Невского! С приветом и наилучшими пожеланиями, ваш Малик. 16.09. 1965 г.
P. S. Поэма печатается. Вышлю скоро».
Какая забота, какое внимание и какие вдохновляющие напутствия!
Правильные слова о том, что «человек полагает, а Бог располагает». По семейным обстоятельствам я вернулся в Дагестан и стал работать вначале хирургом, а затем заместителем главного врача Цумадинской райбольницы. Был направлен на специализацию в Ростов-на-Дону.
ВСЕГДА и во ВСЕМ готов ПОМОЧЬ
И задумал я поступить в аспирантуру по хирургии. И вновь решил посоветоваться со своим учителем, будучи через два года уже на специализации в Северо-Кавказском военном госпитале.
* * *
«Здравствуй, Магомед!
Письмо ваше получил сегодня. Очень рад за первые успехи. Желаю еще больших успехов в будущем. Хорошо, что время идет плодотворно, есть там чему учиться. Используйте время там максимум для дела.
Что касается моей помощи, то я всегда и во всем готов помочь вам. Посылаю рекомендательное письмо проф. Протопопову Сергею Павловичу, зам. директора института А. В. Вишневского. Если ты захочешь попасть в институт сердечнососудистой хирургии, то Расулов Идрис поможет вам. Его шеф — проф. Бураковский В. И. — теперь директор института.
Домашние здоровы. Привет от них. Осман вернулся на днях из туристической поездки по городам Закавказья. Приехал довольный.
Когда увидишь, передай привет профессору Демичеву Николаю Петровичу и профессору Коваленко Петру Петровичу.
С приветом ( подпись). 3.14.67 г.».
* * *
«Рекомендован профессором Махачевым М. О.
Начальнику отдела подготовки и распределения научных кадров АМН СССР В. А. Борзову
…Врач М. А. Абдулхабиров рекомендован в аспирантуру профессором М. О. Махачевым, зав. кафедрой оперативной топографической анатомии Дагестанского медицинского института, сдал два экзамена кандидатского минимума (иностранный язык и философия).
Институт хирургии не возражает против зачисления врача М. А. Абдулхабирова в аспирантуру и просит вас оказать ему возможное содействие.
Зам. директора Института хирургии имени А. В. Вишневского АМН СССР по научной части, профессор С. П. Протопопов».
Возвращаясь из Ростова-на-Дону в Агвали, я прочитал в «Дагестанской правде» объявление о конкурсе для поступления в аспирантуру по травматологии и ортопедии. Пошёл, сдал и поступил, благодаря жёсткой позиции и принципиальности председателя конкурсной комиссии, члена- корреспондента АМН СССР, профессора Рашида Пашаевича Аскерханова.
Долгое и бескорыстное внимание ко мне незабвенного профессора Малика Махачева останется навсегда в моем благодарном сердце. Дай Бог, чтобы у каждого молодого человека в начале профессиональной дороги был такой учитель, как профессор Малик Османович Махачев! Аминь!
Доктор Магомед Абдулхабиров
То, что запланировал Магомед Абдулхабирович, произошло в начале августа в Дагестанском центре кардиологии.
Я много слышал об этом современном учреждении и попал сюда не по медицинским показаниям, а благодаря деятельной натуре Абдулхабирова.
Вот уже два года центр возглавляет доктор медицинских наук профессор Осман Абдулмаликович Махачев, сын учителя Магомеда Абдулхабирова.
Высокий, радушный человек вышел к нам из кабинета и пригласил в гостиную, где мы пробыли от силы минут десять. Нельзя было злоупотреблять временем профессионала.
За несколько лет своего директорства Осман Абдулмаликович добился того, чтобы больница имела автономные источники питания, благоустроил территорию. Но, пожалуй, главное достижение – сегодня в центре никто не сможет взять с пациента деньги.
Зарплаты медперсонала кардиологического центра достаточно высокие для Дагестана, и на каждое место образовался своеобразный конкурс. Медицинская сестра, к примеру, получает 15000 рублей.
Что заставило Османа Абдулмаликовича оставить Научный центр сердечнососудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, в котором он проработал больше двадцати лет, налаженный быт?
«У меня всё, что нужно, было в Москве. Интересная работа, хорошая зарплата, квартира, дети. Возможно, это звучит громко, но мне захотелось вложить свои знания и опыт в медицину родного Дагестана, и поэтому я здесь.
Жизнь и наставления моего отца — хороший ориентир для меня. Он часто повторял: «Если ты не можешь помочь человеку, то не обещай… Но если пообещал, сделай всё, чтобы помочь». Так и стараюсь жить и работать».
На мой взгляд, в этот день произошло историческое событие, для отдельных судеб. Письма учителя через ученика вернулись в семью, к его сыну. И в этой эстафете главное – это передача своего духовного мира, братства, которого в Магомеде Абдулхабировиче хватит на сотни добрых людей. И в этом он видит уроки замечательного врача и наставника Малика Османовича Махачева.
Марат Гаджиев