В прошлую пятницу на малой сцене Русского драматического театра с успехом прошёл спектакль «Коза-дереза», представленный Астраханским театром юного зрителя. Надо отметить, что театр уже был с гастролями в Махачкале – четверть века назад, и вот новая встреча. Из прошлого состава – художественный руководитель театра, народный артист России Юрий Владимирович Кочетков и пара актёров, остальные – впервые. Да и спектакли конца восьмидесятых были совсем другие. Например, «Интердевочка» была впервые поставлена именно на сцене Астраханского ТЮЗа. Забавно, не правда ли?
Но время не стоит на месте, и вот спустя десятилетия стали восстанавливаться гастрольные туры, благодаря которым и наши дагестанские театры стали активно выезжать со своими постановками в соседние регионы. Лакский музыкально-драматический театр на этой неделе представляет в Астрахани наш спектакль «Не выплаканные слёзы» режиссёра Ислама Казиева, поставленный в этом году по записным книжкам Эффенди Капиева.
Но вернёмся к астраханской постановке. Она была живая и на сцене, и в зале. Если это был зал! Спектакль поставлен по мотивам известной русской народной сказки. Незадачливый старик не может избавиться от неугомонной козы и продаёт её за грош первому встречному. Счастливчик тоже в летах, но ума, видимо, не нажил. Он холит и лелеет Дерезу. А рогатая пользуется простотой хозяина. То на внучку клевещет, то на бабку наговаривает.
Мне пришлось сидеть на ступеньках и держать крепче фотоаппарат из-за боязни быть сбитым прыгающими и орущими детьми. А сидеть на месте не давали актёры. Сорванцы подчинялись действию сцены и помогли разоблачить козу. Они хохотали над дедом и лаяли вместе с псом Шариком. Казалось, и диалоги в спектакле совершенно ни к чему, достаточно закинуть в зал длинное удило и успех обеспечен – рыба поймана.
Однако не так проста «Коза-Дереза» – всех зацепила и поставила на рога. Но неожиданно всё закончилось хорошо – козу разоблачили и поставили на вид. Ах, замечательная всё же козочка! Её играет ведущая актриса театра Марина Захарова. Потом я узнал, что в спектакле на роль козы привлечены две актрисы.
После представления оставшихся в живых журналистов пригласили за чашкой чая пообщаться с актёрами и руководителями театра.
Гулизар Султанова, завлит Лакского театра, первая вступила в диалог:
– Вы видели, как горячо принимают вас наши дети. Мне было радостно и приятно за вас и за детишек, которые пришли на спектакль из разных школ. Спектакль проходил живо, интересно. У вас был полный контакт с юным зрителем. Они и болели за каждого героя… и козу разоблачали. Им было интересно. В зале было шумно, весело. А дети, сами знаете, они непосредственные, живо реагируют на интересное действие. Думаю, вам понравился зрительный зал и ваш приезд не будет последним.
– Юрий Владимирович, расскажите о репертуаре Астраханского ТЮЗа, о зрителях. Как часто выезжаете на такие гастроли?
Юрий Кочетков, народный артист России, художественный руководитель театра:
— С ТЮЗом меня связывает полвека, 40 лет из которых я работаю художественным руководителем, а до этого — директором. Недавно мы отмечали этот юбилей.
Но разговор не обо мне, а о том, что наш театр вообще является одним из старейших не только в стране, но и в мире. Такого театра с художественно-педагогическим уклоном не было. Впервые он появился у Брянцева, потом у Наталии Сац. И начиная с 30–х годов несколько городов позволили себе такую роскошь иметь Театр юного зрителя. И наш театр прошел все стадии становления, согласно всем трудностям.
Первая труппа состояла из энтузиастов, которые в основном вышли из самодеятельных коллективов. Но там были такие личности, ставшие впоследствии народными артистами Советского Союза, ведущими артистами Малого театра.
Необходимо сказать о сложном этапе, который пережил театр в предвоенные и военные годы. Его хотели расформировать, и артисты взяли все под свое крыло, согласились работать без зарплаты, совмещать технические дела, всё делали для того, чтобы сохранить ядро труппы. Несмотря на то, что решение городского комитета партии о ликвидации было уже принято, актеры-энтузиасты взяли крепко за бока и первого секретаря областного комитета партии. Я застал живыми этих актеров, которые отвоевывали театр и отвоевали. После войны ему стало намного легче, на него обратили внимание.
Было бы неправильно не отметить внимание к актёрам покойного губернатора Анатолия Кузьмина, который очень болел и ратовал за наш театр, и его преемника Александра Жилкина, реконструировавший здание театра за полтора года.
Здание, в котором мы находимся, строилось партизанскими методами, потому что возникали всевозможные фантазии наверху о прекращении финансирования строительства новых театров. Капитальные ремонты, реконструкции разрешались, новые стройки – нет. Старое здание взяли под колпак. На его месте выстроили новое, которое не соответствовало архитектурным нормам. Поэтому губернатор и сказал: «Вы продержитесь полтора года, а мы построим новое здание».
Честно скажу, мы боялись потерять труппу. На протяжении многих лет она образовалась из числа наших кровных выпускников.
У нас есть училище культуры, в котором вот уже второй год существует актерское отделение, и нам удалось пробить в министерствах для него статус высшего театрального образования. И при астраханской консерватории организовано театральное отделение, где я являюсь художественным руководителем.
Репертуар у нас богатый. И нам жалко расставаться со старыми спектаклями – они как родные дети. На сегодня у нас в активном существовании находятся около 20 постановок. Многие из них масштабные.
У нас около театра стоит скульптура Конька-Горбунка с Иванушкой. Это не случайно. Губернатор в одной из бесед сказал мне – придумай какую-нибудь скульптурную группу. У меня зародилось желание увековечить двух наших великолепных актеров.
Один из них – игравший весь ведущий репертуар и умерший в расцвете творческих сил.
Это не памятник на могиле, а дань уважения двум прекрасным актерам.
После Конька-Горбунка в Астрахани по указанию губернатора появились и другие маленькие скульптуры. Они подчеркивают индивидуальность города.
Ещё одно имя – актриса, блестяще игравшая на сцене ТЮЗа, народная артистка России Валентина Заворотнюк. Мать Насти Заворотнюк. Настя играла в нашем театре Конька-Горбунка.
Теперь, когда у нас студенты получают высшее театральное образование, к ним предъявляются уже другие мерки. Последний спектакль порадовал тем, что молодежь консерваторская показала себя на отличную оценку, хотя их выпуск будет только через год.
Недавно мы поставили интересный спектакль и заполнили одну брешь в нашем репертуаре. А брешь, знаете, связана с тем, что драматурги очень много пишут для детишек, но, к сожалению, почти ничего для старшего школьного возраста.
Конечно, тут много объективных причин. Понять современную молодежь весьма сложно. Это проблема не только нашего театра, но и вообще. У нас посещаемость спектаклей в основном была до 7 – 8 класса. Я решил пригласить талантливого режиссера, который по возрасту соответствует молодому зрителю. Пощупав его репертуар в другом театре (он ставил в Архангельском театре пьесу «Пираньи»), я понял, что это тот человек, который нам нужен. Он нашёл общий язык с молодежью не только в театре, но и в школах. И пьесу он выбрал специально неизвестного московского драматурга, имя которого вам ничего не скажет. Это его первая пьеса, и он написал ее с учетом всех наших пожеланий. А режиссер еще подстриг эту пьесу по своему образу и подобию.
Первые спектакли прошли в городе с шорохом. Молодежь потянулась в театр. Не знаю, как дальше пойдёт, но поступает очень много отзывов.
Юрий Владимирович обстоятельно говорил о своём театре, и казалось, что, наверно, это будет монолог худрука. Напротив нас сидели три героя, ещё не вышедшие из образа, в своих сценических костюмах, в гриме. Может быть, поэтому они не притронулись к сладкому угощению, а может, боялись прервать шефа.
Ладно, коза, она уже наелась на сцене моркови, капусты всякой, но внучка! Неужели ей не хотелось восполнить энергию шоколадом и положить за щёчку шарики «Визита»? А рыбак Михаил Иванович, разве настоящий рыбак откажется от чая, невжизнь!
Я смотрел то на внучку, то на козу и думал, кому адресую свой вопрос. Обе яркие, с рожками на голове. У козы, понятное дело, по природе вещей, а у внучки – две букли в виде рожек. В общем, внучка тоже может боднуть, хотя улыбка актрисы не сулила опасности…
Нет, всё же коза. От неё знаешь, что ждать.
– Вопрос к главной героине, извините, к козе. Играть роли в спектаклях для детей, а в других — для юношей насколько трудно? Сегодня вы показали, как можете работать с детьми. В случае с детьми нет полутонов, там нужно открыто говорить: это добро, это зло. С подростками так не поиграешь. Что привлекает вас в театре, в котором нет целевой аудитории?
– Привлекает разнообразие. Каждая роль для тебя — экзамен. Каждый спектакль – будто в первый раз выходишь на сцену. От зрителя тоже очень многое получаешь. В юности ты мечтаешь о Джульетте, о Дездемоне, попадаешь в театр, тебе надо мальчишку играть. Профессия очень сложная, и ей мало, где учат, только сцена – наша учебная площадка, наша жизнь.
— Марина, а вы не боитесь остаться для зрителей «козой»?
Актриса только улыбнулась, а худрук Юрий Владимирович посчитал нужным ответить на этот вопрос самому:
– Да она у нас кого только не играет. И должен сказать, что в театре маленьких ролей не бывает. Наряду с детскими, как я и говорил, идут спектакли по пьесам Шекспира, Островского, Гоголя.
– Юрий Владимирович, мне показалось, этот спектакль универсален и рассчитан не только на такие залы, но и открытые площадки? Сцена с рыбаком заставила детей залезать на кресла и прыгать.
– До Махачкалы мы гастролировали в Баку, и там юный зритель не уступал по темпераменту дагестанцам. Наши астраханские дети ведут себя поспокойнее, они, скорее всего, просто избалованны такими постановками.
Думаю, что в следующие свои гастроли мы привезём спектакль для подростков.
За окнами театра было видно, как подъезжали очередные автобусы. Детишки как горох прыгали из дверей. Бедные учителя пытались их построить и вразумить.
Актёры откланялись и удалились в гримёрные комнаты, ведь впереди ещё один спектакль, очередная встреча с юным зрителем.
Об авторах:
Режиссёр спектакля – заслуженный артист РФ С. Тараскин.
Художник – В. Литвинов.
Художник по костюмам – Т. Колесникова.
Балетмейстер – О. Эктова.
Не юный зритель
Марат Гаджиев