Русский драматический театр им. М. Горького открыл юбилейный 90-й театральный сезон постановкой Шапи Казиева «Бестужев-Марлинский». На сцене развернулось настоящее действо, переносящее зрителя в далекие времена царского самодержавия. Автор произведения сумел передать в словах, эмоциях, чувствах, действиях своих героев острое осознание необходимости свержения существующего строя, чувства долга, чести и любви, веры в то, что и один в поле – воин. Эти чувства жили в сердцах декабристов и их жен, эти мысли помогали всем тем, кто погиб во имя общего дела много веков назад. И стал всенародным героем.
К своему юбилейному сезону театр выбрал непростую постановку, вложив максимум усилий для успеха у зрительской аудитории. И не ошибся – спектакль был принят очень тепло, открытие сезона стало еще и открытием новой постановки, подготовленной актерским составом своему дорогому, любимому и всегда долгожданному зрителю.
С самых первых минут спектакля воображение поразили гармоничные и ошеломляющие сочетания технических возможностей, применяемых в современном театре, и великолепная игра актеров, захватывающая внимание и властно удерживающая его на протяжении всего действа. Блестящий актерский состав, занятый в спектакле «Бестужев-Марлинский» к 90-летнему юбилею театра, стал демонстрацией современных возможностей театра, его творческого успеха и несомненного расцвета.
Этот результат продемонстрировала зрителю целая команда профессионалов: режиссер-постановщик Скандарбек Тулпаров и создатель костюмов и сценографии Борис Голодницкий, балетмейстер Мурад Мусаев — и удивительная, чарующая, обворожительная, страстная музыка, подобранная музыкальным оформителем Анастасией Ильговой. А также актеры, сумевшие передать характер героев повествования, вдохнув в них собственную душу и направив свой творческий потенциал на достижение наилучшего результата.
Как известно, пьеса повествует о кавказском периоде жизни известного русского декабриста, о его любви, ссылке и литературной славе, которая начиналась на Кавказе. Вдохновение и отчаяние: «Я пришел драться, а душа просит брататься». Все эти поиски себя и мира с самим собой трагически переплелись в удивительной и загадочной судьбе Бестужева-Марлинского. И как похоже они отразились на судьбах многих лучших представителей того поколения…
Спектакль родился яркий, красочный, удивительный, в новой постановке приятно было отметить документальное следование историческим событиям тех лет, которое сквозило во всем, даже в деталях — минималистских декорациях, костюмах, манере разговоров. Даже блистательная речь актеров, словно создающая атмосферу событий тех лет, переносящая в эпоху «ваших высокоблагородий» и петербургских балов, приятно сочеталась с гортанной речью горцев, звучащей на сцене Русского театра. Тонко, остро выбранная тональность, изысканность и твердость, сила духа и качества характера – все образы в сценическом воплощении жили, дышали и любили именно так, как в ту эпоху. И такой результат дорогого стоит.
Сабира Исрапилова