Агнии Барто посвящается
Тёплый воздух, пронизанный бархатными лучами, плывёт по Махачкале. Поливная машина застыла у Русского театра. Водитель включил свой насос, и длинный шланг ожил, ударив водной струёй по асфальту, потом выше, и вот брызги, искрясь, летят в разные стороны от мокрого памятника Расулу.
Солнце висит над проспектом его имени, как будто неподвижно. Город оживает, просыпается, прихорашивается. Пока всё здорово, можно выпить чашечку кофе и пробубнить:
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки…
Продолжая тему детской литературы, хочу вспомнить о дне рождения нашей любимой Агнии Барто, о которой никто и не скажет в прошедшем времени — ни мы, ни наши дети, ни дети их детей. Невозможно зарезать её бычка:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Или мишку:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Её творчество, безусловно, связано с социалистическим реализмом, и она была награждена Ленинской и Сталинской премиями, но это нисколько не принижает её вклад в литературу. И меня восторгает прямое попадание её строк в детскую душу. Вчера исполнилось 110 лет со дня её рождения. Из некоторых источников известно, что настоящее её имя Гетель Лейбовна. Она мечтала стать балериной, а стала детской поэтессой, писательницей, киносценаристкой, радиоведущей.
Вот яркий эпизод 1937 года, когда ее включили в состав литературной делегации в Испанию. В это время там шла гражданская война. Вспоминает её дочь: «На одной из остановок у заправочной станции в Валенсии мама увидела на углу магазинчик, где среди прочего продавались кастаньеты. Мама ведь прекрасно танцевала всю жизнь! Пока она в магазинчике объяснялась с хозяйкой, послышался гул и в небе появились самолеты с крестами – в любую минуту могла начаться бомбежка! И вот представьте: целый автобус с советскими писателями стоит и ждет Барто, покупающую кастаньеты! Во время бомбежки! Вечером в гостинице финал эпизоду подвел Алексей Толстой, как бы между прочим спросивший маму, не купила ли она еще и веер, чтобы обмахиваться во время следующего налета».
Вот её стихотворение, которое написано в год моего рождения. В детстве мне казалось, что Барто сочинила его для меня. Сейчас я просто в этом уверен.
В пустой квартире
Я дверь открыл своим ключом.
Стою в пустой квартире.
Нет, я ничуть не огорчен,
Что я в пустой квартире.
Спасибо этому ключу!
Могу я делать, что хочу,-
Ведь я один в квартире,
Один в пустой квартире.
Спасибо этому ключу!
Сейчас я радио включу,
Я всех певцов перекричу!
Могу свистеть, стучать дверьми,
Никто не скажет: «Не шуми!»
Никто не скажет: «Не свисти!»
Все на работе до пяти!
Спасибо этому ключу…
Но почему-то я молчу,
И ничего я не хочу
Один в пустой квартире.
Агния Львовна приезжала в Дагестан, и в архивах многих известных дагестанских фотографов увековечен этот момент.
Скончалась любимая многими детская поэтесса в возрасте 75-ти лет в Москве.