22 мая 2016 года в Аварском театре состоялся вечер памяти выдающегося дагестанца – Абдурахмана Даниялова.Ни пресса, ни дагестанское телевидение не анонсировали особо это мероприятие. Тем не менее, зал театра был полон, и вечер вылился в демонстрацию искреннего, глубокого уважения народа к личности, оставившей яркий след в истории Дагестана. Сам я вместе с семьей пришел почтить память человека, которого глубоко уважали мои покойные родители. Нам, своим детям, они передали эти искренние чувства.
Слушая людей, выступавших с добрыми воспоминаниями о Даниялове, я тоже вспомнил удивительную историю, рассказанную покойным отцом, подумав при этом, что в наше время многие просто не поверят в возможность подобного события — настолько не вписываются в парадигму современного меркантильного мира мотивы, которыми руководствовался тогда А. Д. Даниялов. Дело обстояло следующим образом. Наше село Телетль всегда испытывало острую нехватку пастбищ, а у ближайших наших соседей — ругуджинцев — земли было много, и жили они, по горским меркам, весьма зажиточно. И вот мой отец Гаджи Магомедов, работавший тогда первым секретарем Андалалского райкома партии, поделился с Абдурахманом Данияловым, первым секретарем обкома, проблемами родного села, посетовал на то, что телетлинцам негде пасти скот. Разговор на этом вроде закончился, но примерно через месяц произошло настоящее чудо: Абдурахман собрал джамаат своего родного села Ругуджа и обратился к нему с предложением помочь по-братски Телетлю, безвозмездно передав соседям часть своих пастбищ. Ругуджинцы проявили поистине рыцарское благородство и приняли решение отдать телетлинцам более 700 гектаров драгоценной пастбищной земли, столь дефицитной в горах!
Этот братский жест ругуджинского джамаата навсегда сохранится в памяти наших односельчан, об этом будут рассказывать из поколения в поколение, отдавая должное великодушию и благородству земляков А. Д. Даниялова и в первую очередь величию души самого Абдурахмана, инициировавшего такой поступок.
Я попросил слова и рассказал присутствующим сию историю. Зал долго аплодировал, и я понял, что не всё еще потеряно в Дагестане. Вспомнил знаменитые слова Расула Гамзатова: «В Дагестане были люди, в Дагестане есть люди, в Дагестане всегда будут люди!»
В тот вечер я узнал много нового об Абдурахмане Даниялове, хотя, как мне казалось, я знал о нем всё или почти всё. Оказалось, что это не так. Я не знал главного — Абдурахман Даниялович много раз рисковал собственной жизнью и карьерой ради того, чтобы уберечь Дагестан от катастроф.
Так было в годы войны, когда дагестанцев собирались выселить в Среднюю Азию вместе с другими народами Северного Кавказа, и он, Абдурахман Даниялов, взяв всю полноту ответственности на себя, добился-таки отмены уже принятого решения ЦК.
Так было и после войны, когда он в жесткой форме отказался согласовать проект захоронения ядерных отходов в штольнях дагестанского высокогорья. Этот отказ стоил ему поста первого секретаря Дагестанского обкома КПСС, но зато в глазах общества он остался по-настоящему благородным человеком, готовым на любые жертвы ради своей республики.
Дагестан всегда славился людьми, отличавшимися ясным природным умом, благородством натуры и твердостью духа. Выдающийся персидский поэт и философ XIII века Саади, который в одежде дервиша странствовал более 20 лет по странам Ближнего Востока и Кавказа, написал такие строки:
Коня найдешь в Арабистане,
Клинок отменный — в Хорасане,
Красавиц пышных — в Гуржистане,
Людей отважных — в Дагестане…
Саади написал эти стихи за несколько веков до разгрома Надир-шаха (прозванного «Грозой Вселенной») в дагестанском Андалале. Он, естественно, не мог предвидеть героическую, почти полувековую Кавказскую войну, не мог знать о героях Ахульго, Салты, Гергебиля, Гуниба… Но великий мыслитель уже в XIII веке сделал для себя заключение: Дагестан – это одно из мест, где величие человеческого духа достигает своего апогея.
Буквально на днях последовало еще одно, на первый взгляд, не столь значимое, доказательство того, что генетический базис старого Дагестана по-прежнему незыблем. Команда борцов-вольников республики приняла единодушное решение сняться с первенства России, которое проходило в Якутске, после того как судьи цинично лишили нашего борца заслуженной победы, присудив ее якутскому спортсмену. И хотя высокое спортивное начальство в привычной для себя манере потребовало от команды продолжения борьбы за участие в Олимпиаде-2016, наши молодые мужчины доказали миру, что они — достойные потомки своих доблестных предков. Особое значение в этом событии имеет то обстоятельство, что судейская несправедливость была допущена в отношении нашего брата — кабардинца Исмаила Мусукаева, защищающего спортивную честь Дагестана. Дагестанцы предпочли потерять право участвовать в главных мировых состязаниях, но при этом не потерять собственное благородство, сохранить лицо, защитив достоинство человека, выступающего под флагом Дагестана. В аэропорту Махачкалы многотысячные группы людей, приехавших из всех районов и городов республики, встречали нашу команду, прилетевшую без единой медали, как абсолютную победительницу этих соревнований: народ Дагестана расценил поступок своих спортсменов как самую блистательную победу над человеческими слабостями и соблазнами славы.
Без всякого преувеличения мы можем утверждать, что вся история Дагестана — это непрерывная битва дагестанцев за сохранение человеческого достоинства. Потеря достоинства для истинного дагестанца неизмеримо хуже смерти: он — человек чести, и он может, не задумываясь, сохранить ее ценой своей жизни, но ни при каких обстоятельствах дагестанец не согласится ради сохранения жизни пожертвовать собственным достоинством. В Дагестане немыслимо услышать расхожую фразу «мы — люди негордые», поскольку люди, лишённые гордости, в дагестанском обществе рассматриваются как безусловные маргиналы, обделенные важнейшим качеством достойной личности…
Магомед Магомедов