Прошло более трех лет, как Рамазан Гаджимурадович возглавил республику. Много это или мало? Согласно китайской мудрости, по достоинству оценить лидера нации можно только по прошествии нескольких десятилетий после его правления. Китайцы оперируют вековыми масштабами. Нам же подавай результаты и оценки «здесь и сейчас». И в этом смысле власть зависима от общественного мнения, от критики, зачастую незаслуженной. Негатив хорошо «продается». К позитиву люди относятся как к должному, неизбежному, как к восходу Солнца на востоке, и к его заходу на западе.
Так и с достижениями Абдулатипова Р. Г. Люди уже привыкли к ним, а некоторые и забыли — в какое время мы жили и какие нравы царили у нас еще недавно. Я не буду повторять избитые цифры (роста, сравнения и пр.). О них много сказано. Другое дело – введенный в строй объект (школа или детсад, предприятие или что-то другое, построенная дорога или созданные рабочие места) — всё то, что непосредственно коснулось многих десятков тысяч людей. Но и к этому достаточно прохладное отношение, как к должному, поскольку «это обязанность власти перед народом, возвращение прежних долгов», как думают многие. Тут трудно спорить. А ведь надо бы по справедливости оценить: как обстояло дело в прошлые 10 — 15 лет, а как в последние 3 года? И здесь мы смело можем констатировать: результаты впечатляющие. Это заслуга, несомненно, Рамазана Гаджимурадовича. Именно он во главу угла поставил вопрос ответственности власти любого уровня перед народом. Именно он одним из первых в стране внедрил проектный метод управления, мобилизовав правительство и глав районов и городов на созидание (кстати, в масштабах России этот метод нынче внедряет Президент страны В. В. Путин, создав Совет по стратегии и приоритетным проектам).
В свое время заявление Рамазана Гаджимурадовича перед представителями органов исполнительной власти и руководителями разных уровней о том, что «вот этот человек будет заниматься политикой, а вы — работать» (цит. по смыслу), многие не поняли или поняли не совсем верно. А он имел в виду именно императив служения и персональной ответственности каждого за свой участок работы, он же ответственен за весь Дагестан. У него сложившийся образ будущего республики, где ценности созидательного труда и высокой культуры стали бы органичной частью общественной среды и где нет места социальному паразитизму, тотальной лжи и меркантилизму.
Трудно что-либо объяснить и доказать людям, изначально настроенным негативно. Нередко люди введены в заблуждение с одной стороны «чисто» психологической чертой – человек быстро привыкает к хорошему, а с другой – информационным фоном, который создает ангажированная пресса, с большим удовольствием тиражирующая сплетни и домыслы. Это всегда интересно обывателю, и оно же исподволь формирует убеждения многих некритичных читателей. За частным они не видят целого, «за деревьями – леса», как говорят. Еще почти 100 лет назад английские социологи доказали, что от силы 15% населения имеет относительно объективное представление о происходящем в обществе, остальное же население – сплошь пленники мифов. Такова сила печатного слова. Но созидатели – будь это представители среднего бизнеса или люди искусства, культуры и науки, или просто объективные и патриотически настроенные дагестанцы — по достоинству оценивают дела лидера республики.
Как-то Р. Абдулатипов говорил, что «власть редко любят, к ней много претензий…», но это не должно стать основанием, чтобы опускать руки. Служение народу «не по остаточному принципу», как он метко заметил однажды и к чему призывает, чего строго (даже сурово) требует от своей команды – начиная от членов Правительства и администрации, заканчивая главами районов и городов – не может быть суетливым, расчетливым. Рассуждения типа «ах, какая неблагодарность, а мы так старались!» никак не подходят для ответственного руководителя. Глава республики в этом смысле рассуждает как верующий человек и философ, когда результаты его служения оценит время и Всевышний. Он просто не суетится в погоне за симпатиями переменчивых настроений, знает цену славословию и настоящему патриотизму.
Он так страстно и часто выступает на разных форумах и совещаниях, не потому что ему охота говорить и вещать, а потому, что он спешит донести важные, на его взгляд, идеи и ценности. А идей у него более чем хватает. Ведь «сначала было Слово…» — помните библейскую притчу или из Корана, когда ангел настойчиво нашептывал пророку Мухаммеду «Читай!». Рамазан Гаджимурадович верит в силу идей и слов, но слова должны быть искренними, а идеи – по-настоящему востребованными и глубокими. Вообще, у настоящего лидера должно быть много идей, лишь ограниченные руководители – «импотенты» в этом плане.
Когда Глава Дагестана говорит о роли культуры в жизни человека и общества, в том числе и экономической, некоторые упрощают смысл этих слов, сводят всё к традиционной культуре и искусству. Но он имеет в виду смыслы (ценности, социальную этику), ради чего творится нечто и что придает человеческое и божественное измерение социальной жизни. Как только мы попытаемся ответить на актуальные вопросы «ради чего всё это, в чем смысл (работы, творчества) и каковы главные приоритеты?» — всё встает на свои места. «Чистая» экономика или политика не отвечают на эти вопросы.
Р. Абдулатипов в самом начале своего возвращения в Дагестан сказал, что он «пришел, чтобы поменять среду (а не приспосабливаться к ней. – Х. Д.), а тех руководителей, кто был до меня, вы (обращение к залу, где сидели члены Правительства и депутаты Народного Собрания. — Х. Д.) съели!» Это было почти революционное заявление, обозначающее решительное сопротивление среде. Будь он конформистом, жаждущим только власти, быстро бы приспособился к этой среде, и не было бы этой незаслуженной, а где-то и оскорбительной критики. Но он боец, и организованные меркантильные меньшинства, интересы которых он задел, зашевелились. Они стали (анонимно) отвечать, наносить ответные и «грязные» удары. Не «мытьем, так катаньем» они попытались его, если не «съесть», то хотя бы остудить азарт реформатора. В деле разрушения они мастера, не всякий созидатель выдержит. И в результате не всё запланированное удается, кроме того, многие вопросы замыкаются на возможностях и правилах, установленных Центром (страна в условиях санкций и острых внешних вызовов и т.д.), решение же других проблем переносится на будущее. А многим подавай результаты немедленно, согласно намерениям и идеям, озвученным Главой республики еще в 2013 году. Тут не всё так просто. Но надо выдержать: и это нетерпение, и незаслуженную критику, и то, что не все члены его команды «догоняют», что ли, его — не тянут ни по компетенциям, ни по уровню понимания ключевых задач и методов работы.
Но он готов и это вытерпеть, лишь бы человек, наделенный властью, не лукавил, старался подтянуться и искренне служил народу. В противном случае действует принцип «давай друг, до свидания!», хотя такое расставание дается тоже нелегко.
Рамазан Гаджимурадович войдет в историю Дагестана не только как реформатор, который первый предпринял попытку изменить среду и переломить сознание дагестанцев, но и как лидер, позиционирующий республику как регион с большим интеллектуальным, культурным и экономическим потенциалом. Именно он первый заявил, что не желает видеть своих земляков с протянутой рукой, а Дагестан — сверхдотационной республикой. Именно он попытался донести до Кремля величие духа нашего народа, мощь и красоту нашей культуры и истории.
В преддверии юбилея хочется искренне пожелать, чтобы Всевышний отмерил такой срок Рамазану Гаджимурадовичу, когда он мог бы спокойно констатировать: я сделал всё, что мог, и Дагестан уже другой (многие результаты налицо), и народы республики признали их после многих лет заблуждений и торжества лжи.
Деньга Халидов,
общественный деятель и политолог